Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Содержание и этапы работы по пунктуации в школе
1. Основная единица пунктуации — пунктуационно-смысловой отрезок, т. е. смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания (М. Т. Баранов).
Пунктуационно-смысловые отрезки по своей структуре бывают:
✓ сдобными
✓ словосочетательными;
✓ предложенческими.
Пунктуационная норма — это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте.
Знаки препинания — особые графические средства для выделения смысловых отрезков в письменной речи.
Классификация знаков препинания обусловлена различием объектов членения (предложение — текст) и позицией употребления знаков препинания.
Существуют варианты пунктуационной нормы, когда пунктуационно-смысловой отрезок в разных позициях выделяется разными знаками препинания в соответствии с пунктуационным правилом.
Выбор места для знака и выбор необходимого знака определяются условиями действия пунктуационного правит, т. е. следующими особенностями смыслового отрезка:
✓ грамматическими —
• грамматические основы;
• синтаксические элементы, осложняющие предложение;
• чужая речь;
• пропуски связок и членов предложения;
✓ семантическими — выражение различных значений смысловыми отрезками;
✓ интонационными — ритмомелодическими.
В предложении и тексте имеются приметы — опознавательные признаки смыслового отрезка:
✓ морфологические — наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;
✓ синтаксические — наличие нескольких грамматических основ, а также осложняющих простое предложение элементов;
✓ звуковые — ритмомелодические;
✓ смысловые.
Пунктуационное правило — особая инструкция, содержащая перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака препинания.
Виды пунктуационных правил:
✓ позитивные — разрешающие постановку знака или знаков препинания;
✓ негативные — запрещающие такую постановку.
2. Пунктуационные умения — подготовленность учащихся к действиям, выполняемым на основе усвоения пунктуационных понятий и правил.
В школе формируются следующие виды пунктуационных умений:
✓ находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания;
✓ ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
✓ обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания;
✓ находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
3. Начальный этап обучения пунктуации — в 1 — 4 классах.
✓ учащиеся знакомятся с предложением;
✓ затем овладевают логическим ударением, интонацией не только повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, но и интонацией прямой речи;
✓ знакомятся с правилами употребления точки, вопросительного знака и запятой и пр.;
✓ на заключительной стадии начального обучения знания учащихся по синтаксису и пунктуации приводятся в некоторую систему.
При изучении пунктуации в начальных классах обращается внимание на выразительность чтения, на соответствие между интонацией и пунктуацией и пр.
В 5 — 9 классах.
✓ 5 — 6 классы:
• знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения;
• запятая между однородными членами без союзов и с союзами "а", "но", "и";
• двоеточие после обобщающего слова;
• знаки препинания при обращении;
• запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед "и", "а", "но", "чтобы", "потому что", "когда", "который", "что", "если";
✓ 7 класс:
• выделение запятыми причастного оборота;
✓ 8 класс:
• тире между подлежащим и сказуемым;
• знаки препинания при приложении;
• разделительные знаки препинания между однородными членами;
• двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении;
• вариативность постановки знаков препинания;
• выделительные знаки препинания при обращении;
• выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях; одиночные и парные знаки препинания;
• выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения;
• разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью;
• знаки препинания при цитировании;
✓ 9 класс:
• разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения;
• авторское употребление знаков препинания;
• разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложением;
• знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными;
• разделительные знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью; сочетание знаков препинания.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 193-197), XVII (Т. 2. С. 233), XIV (С. 24-54).