Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Содержание и этапы работы по пунктуации в школе

1. Основная единица пунктуации — пунктуационно-смысловой отрезок, т. е. смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания (М. Т. Баранов).

  Пунктуационно-смысловые отрезки по своей структуре бывают:

  ✓ сдобными

  ✓ словосочетательными;

  ✓ предложенческими.

  Пунктуационная норма — это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте.

  Знаки препинания — особые графические средства для выделения смысловых отрезков в письменной речи.

  Классификация знаков препинания обусловлена различием объектов членения (предложение — текст) и позицией употребления знаков препинания.

  Существуют варианты пунктуационной нормы, когда пунктуационно-смысловой отрезок в разных позициях выделяется разными знаками препинания в соответствии с пунктуационным правилом.

  Выбор места для знака и выбор необходимого знака определяются условиями действия пунктуационного правит, т. е. следующими особенностями смыслового отрезка:

  ✓ грамматическими —

  • грамматические основы;

  • синтаксические элементы, осложняющие предложение;

  • чужая речь;

  • пропуски связок и членов предложения;

  ✓ семантическими — выражение различных значений смысловыми отрезками;

  ✓ интонационными — ритмомелодическими.

  В предложении и тексте имеются приметы — опознавательные признаки смыслового отрезка:

  ✓ морфологические — наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;

  ✓ синтаксические — наличие нескольких грамматических основ, а также осложняющих простое предложение элементов;

  ✓ звуковые — ритмомелодические;

  ✓ смысловые.

  Пунктуационное правило — особая инструкция, содержащая перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака препинания.

  Виды пунктуационных правил:

  ✓ позитивные — разрешающие постановку знака или знаков препинания;

  ✓ негативные — запрещающие такую постановку.

2. Пунктуационные умения — подготовленность учащихся к действиям, выполняемым на основе усвоения пунктуационных понятий и правил.

  В школе формируются следующие виды пунктуационных умений:

  ✓ находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания;

  ✓ ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

  ✓ обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания;

  ✓ находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

3. Начальный этап обучения пунктуации — в 1 — 4 классах.

  ✓ учащиеся знакомятся с предложением;

  ✓ затем овладевают логическим ударением, интонацией не только повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, но и интонацией прямой речи;

  ✓ знакомятся с правилами употребления точки, вопросительного знака и запятой и пр.;

  ✓ на заключительной стадии начального обучения знания учащихся по синтаксису и пунктуации приводятся в некоторую систему.

  При изучении пунктуации в начальных классах обращается внимание на выразительность чтения, на соответствие между интонацией и пунктуацией и пр.

  В 5 — 9 классах.

  ✓ 5 — 6 классы:

  • знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения;

  • запятая между однородными членами без союзов и с союзами "а", "но", "и";

  • двоеточие после обобщающего слова;

  • знаки препинания при обращении;

  • запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед "и", "а", "но", "чтобы", "потому что", "когда", "который", "что", "если";

  ✓ 7 класс:

  • выделение запятыми причастного оборота;

  ✓ 8 класс:

  • тире между подлежащим и сказуемым;

  • знаки препинания при приложении;

  • разделительные знаки препинания между однородными членами;

  • двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении;

  • вариативность постановки знаков препинания;

  • выделительные знаки препинания при обращении;

  • выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях; одиночные и парные знаки препинания;

  • выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения;

  • разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью;

  • знаки препинания при цитировании;

  ✓ 9 класс:

  • разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения;

  • авторское употребление знаков препинания;

  • разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложением;

  • знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными;

  • разделительные знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью; сочетание знаков препинания.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 193-197), XVII (Т. 2. С. 233), XIV (С. 24-54).