Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Принципы и предпосылки работы по пунктуации

1. Методики пунктуации опираются на следующие принципы:

  ✓ общедидактические;

  ✓ методические;

  ✓ собственные — наблюдения над значением, строением и звучанием предложения.

2. Собственные принципы методики пунктуации:

  ✓ семантический анализ;

  ✓ частичный синтаксический анализ;

  ✓ анализ ритмомелодики предложения.

  Семантический анализ включает:

  ✓ отделение основной (главной) информации от дополнительной:

  ✓ определение вида дополнительной информации, в том числе:

  • семантические пояснения в составе простого предложения;

  • логико-предметные отношения между предикативными компонентами в сложном предложении;

  • прямая передача чужой речи.

  Наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. показывают, что отрезки коммуникативных единиц. выделяемые знаками препинания, имеют определенное самостоятельное смысловое значение. Здесь различают:

  ✓ предикативно-коммуникативное значение — существует в форме предложения;

  ✓ дополнительное предикативное значение — существует в рамках предложения, уточняя предикативно-коммуникативное значение. Школьники должны научиться различать эти значения.

  С помощью частичного синтаксического анализа осуществляются наблюдения над структурой предложения:

  ✓ нахождение грамматической основы (основ) предложения;

  ✓ обнаружение смысловых отрезков, осложняющих предложение;

  ✓ определение их разновидности.

  Наблюдения над ритмомелодикой предложения:

  ✓ определение вида интонации;

  ✓ определение характера выявленного вида интонации.

3. Знания по синтаксису, необходимые для овладения пунктуационными нормами:

  ✓ простое предложение:

  • понятия, относящиеся к структуре и интонации всего предложения (грамматическая основа, связка и др.);

  • понятия, описывающие виды осложнений простого предложения (однородные члены, обобщающее слово и др.);

  ✓ сложное предложение — понятия, характеризующие строение и интонацию сложного предложения (союзное сложное предложение, бессоюзное сложное предложение и др.);

  ✓ предложение с прямой речью — понятия, описывающие предложения с прямой речью (прямая речь, слова автора и др.).

4. Учебно-языковые умения, необходимые для овладения пунктуацией:

  ✓ выделить грамматическую основу (основы) предложения;

  ✓ определить цель высказывания в предложении;

  ✓ отграничить восклицательные предложения от невосклицательных;

  ✓ найти грамматические отрезки, осложняющие простые предложения;

  ✓ определить место грамматико-смыслового отрезка в предложении;

  ✓ выяснить семантику отрезка;

  ✓ выявить вид интонации;

  ✓ отграничить слова автора от чужой речи.

5. У школьников должно быть выработано умение правильно формулировать вопросы для определения логико-предметного значения.

  К логико-предметным значениям относятся:

  ✓ время;

  ✓ место;

  ✓ образ действия;

  ✓ причина;

  ✓ следствие;

  ✓ противопоставление и др.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 197-201).