Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Принципы и предпосылки работы по пунктуации
1. Методики пунктуации опираются на следующие принципы:
✓ общедидактические;
✓ методические;
✓ собственные — наблюдения над значением, строением и звучанием предложения.
2. Собственные принципы методики пунктуации:
✓ семантический анализ;
✓ частичный синтаксический анализ;
✓ анализ ритмомелодики предложения.
Семантический анализ включает:
✓ отделение основной (главной) информации от дополнительной:
✓ определение вида дополнительной информации, в том числе:
• семантические пояснения в составе простого предложения;
• логико-предметные отношения между предикативными компонентами в сложном предложении;
• прямая передача чужой речи.
Наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. показывают, что отрезки коммуникативных единиц. выделяемые знаками препинания, имеют определенное самостоятельное смысловое значение. Здесь различают:
✓ предикативно-коммуникативное значение — существует в форме предложения;
✓ дополнительное предикативное значение — существует в рамках предложения, уточняя предикативно-коммуникативное значение. Школьники должны научиться различать эти значения.
С помощью частичного синтаксического анализа осуществляются наблюдения над структурой предложения:
✓ нахождение грамматической основы (основ) предложения;
✓ обнаружение смысловых отрезков, осложняющих предложение;
✓ определение их разновидности.
Наблюдения над ритмомелодикой предложения:
✓ определение вида интонации;
✓ определение характера выявленного вида интонации.
3. Знания по синтаксису, необходимые для овладения пунктуационными нормами:
✓ простое предложение:
• понятия, относящиеся к структуре и интонации всего предложения (грамматическая основа, связка и др.);
• понятия, описывающие виды осложнений простого предложения (однородные члены, обобщающее слово и др.);
✓ сложное предложение — понятия, характеризующие строение и интонацию сложного предложения (союзное сложное предложение, бессоюзное сложное предложение и др.);
✓ предложение с прямой речью — понятия, описывающие предложения с прямой речью (прямая речь, слова автора и др.).
4. Учебно-языковые умения, необходимые для овладения пунктуацией:
✓ выделить грамматическую основу (основы) предложения;
✓ определить цель высказывания в предложении;
✓ отграничить восклицательные предложения от невосклицательных;
✓ найти грамматические отрезки, осложняющие простые предложения;
✓ определить место грамматико-смыслового отрезка в предложении;
✓ выяснить семантику отрезка;
✓ выявить вид интонации;
✓ отграничить слова автора от чужой речи.
5. У школьников должно быть выработано умение правильно формулировать вопросы для определения логико-предметного значения.
К логико-предметным значениям относятся:
✓ время;
✓ место;
✓ образ действия;
✓ причина;
✓ следствие;
✓ противопоставление и др.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 197-201).