Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Ознакомление учащихся с пунктуационными понятиями

1. Порядок знакомства со знаками препинания и их функциями:

  ✓ в начальной школе — знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), а также запятая при перечислении в сложном предложении (перед союзами "а", "но", "что", "чтобы");

  ✓ в 5 классе — двоеточие после обобщающего слова, знаки препинания при обращении, при прямой речи, тире в начале реплик диалога;

  ✓ в 7 классе — запятые при причастном и деепричастном оборотах, знаки препинания (запятая, восклицательный знак) при междометиях;

  ✓ в 8 классе — знаки препинания в сложном предложении. Начиная с 5 класса необходимо обращать внимание учащихся на функциональные особенности применяемых знаков препинания. Для этого можно использовать метод наблюдения: учитель подводит школьников к обобщению, правильно называя функции знаков препинания.

2. Ознакомление учащихся с пунктуационно-смысловым отрезком М. Т. Баранов рекомендует связать с изучением однородных ученое предложения.

  Для наблюдения учитель подбирает два предложения: одно — с однородными менами, другое — без однородных членов.

  Далее следует введение самого понятия "пунктуационно смысловой отрезок".

  После этого школьники определяют место данного отрезка в предложении (начало, середина, конец).

  В результате наблюдения учащиеся приходят к выводу о том, что пунктуационно-смысловой отрезок выделяется: в устной речи интонацией, в письменной — запятыми.

3. Понятие условия постановки или непостановки знака (знаков) препинания вводится при изучении обращений (по М. Т. Баранову). Рекомендуемые задания школьникам:

  ✓ назвать условия постановки знаков препинания (на основе изучаемого пунктуационного правила);

  ✓ назвать условия выбора знака препинания (в соответствии с пунктуационным правилом).

4. Ознакомление школьников с понятием "опознавательный признак пунктуационно-смыслового отрезка" проводится после изучения самого отрезка и условий его пунктуационного выделения. Впоследствии учащиеся опираются на опознавательные признаки пунктуационно-смысловых отрезков, применяя те или иные пунктуационные правила.