Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Работа над пунктуационным правилом

1. Методика работы над пунктуационным правилом (по М. Т. Баранову):

  ✓ первый этап — усвоение учащимися условий постановки или непостановки знака (знаков) препинания;

  ✓ второй этап — обучение школьников применению пунктуационного правила.

  Рекомендуемые методы обучения:

  ✓ сообщение учителя;

  ✓ самостоятельный анализ учащимися пунктуационного правила;

  ✓ беседа;

  ✓ самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения. В процессе осознания учащимися новой пунктуационной нормы:

  ✓ называется пунктуационно-смысловая единица;

  ✓ перечисляются условия постановки или непостановки знака (знаков) препинания (место, грамматические и смысловые особенности отрезка);

  ✓ устанавливается их зависимость с помощью составления схемы-таблицы;

  ✓ графически обозначаются условия (в схеме предложения) выбора знака (знаков) препинания.

  Элементы работы над пунктуационным правилом:

  ✓ называние пунктуационно-смыслового отрезка; перечисление условий, которые должны войти в правило;

  ✓ чтение правила по учебнику (в слабом классе) или самостоятельное его формулирование (в сильном классе).

  При обучении школьников применению пунктуационного правила:

  ✓ анализ образца рассуждения (алгоритма);

  ✓ применение усвоенного пунктуационного правила под руководством учителя;

  ✓ самостоятельное применение школьниками изученного пунктуационного правила.

2. А. В. Текучев отмечает, что пунктуационные правила нельзя применять с математической точностью, так как расстановка знаков препинания часто зависит от характера и стиля речи; от оттенка мысли, который вкладывается пишущим в данную конструкцию предложения; а иногда и от индивидуальной манеры письма того или иного писателя.

  Поэтому занятия по пунктуации должны быть связаны не только с грамматикой, но и со стилистикой, с изучением языка писателей и анализом литературных произведений.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 202-207), XXI (С. 290-291).