Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Работа над пунктуационным правилом
1. Методика работы над пунктуационным правилом (по М. Т. Баранову):
✓ первый этап — усвоение учащимися условий постановки или непостановки знака (знаков) препинания;
✓ второй этап — обучение школьников применению пунктуационного правила.
Рекомендуемые методы обучения:
✓ сообщение учителя;
✓ самостоятельный анализ учащимися пунктуационного правила;
✓ беседа;
✓ самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения. В процессе осознания учащимися новой пунктуационной нормы:
✓ называется пунктуационно-смысловая единица;
✓ перечисляются условия постановки или непостановки знака (знаков) препинания (место, грамматические и смысловые особенности отрезка);
✓ устанавливается их зависимость с помощью составления схемы-таблицы;
✓ графически обозначаются условия (в схеме предложения) выбора знака (знаков) препинания.
Элементы работы над пунктуационным правилом:
✓ называние пунктуационно-смыслового отрезка; перечисление условий, которые должны войти в правило;
✓ чтение правила по учебнику (в слабом классе) или самостоятельное его формулирование (в сильном классе).
При обучении школьников применению пунктуационного правила:
✓ анализ образца рассуждения (алгоритма);
✓ применение усвоенного пунктуационного правила под руководством учителя;
✓ самостоятельное применение школьниками изученного пунктуационного правила.
2. А. В. Текучев отмечает, что пунктуационные правила нельзя применять с математической точностью, так как расстановка знаков препинания часто зависит от характера и стиля речи; от оттенка мысли, который вкладывается пишущим в данную конструкцию предложения; а иногда и от индивидуальной манеры письма того или иного писателя.
Поэтому занятия по пунктуации должны быть связаны не только с грамматикой, но и со стилистикой, с изучением языка писателей и анализом литературных произведений.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 202-207), XXI (С. 290-291).