Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Формирование у учащихся пунктуационных умений
1. Пунктуационные умения — это интеллектуально-мыслительные действия, заключающиеся в постановке или непостановке знаков препинания в коммуникативных единицах — в предложении и тексте (М. Т. Баранов).
Виды пунктуационных умений (по М. Т. Баранову):
✓ пунктуационная зоркость — умение выделить смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах, а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим коммуникативных единицах;
✓ умение пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
✓ обосновать место и выбор знака (знаков) препинания;
✓ находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
2. Пунктуационная зоркость представляет собой умение:
✓ видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания;
✓ предвидеть смысловые отрезки, выражающие какие-либо дополнительные значения.
Специальные упражнения для формирования пунктуационной зоркости:
✓ нахождение опознавательных признаков смысловых отрезков, требующих выделения знаками препинания;
✓ нахождение по значению смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения;
✓ определение грамматической природы смыслового отрезка.
3. Для формирования умения пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами используются следующие упражнения:
✓ списывание текстов;
✓ диктант;
✓ упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений;
✓ упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов. Виды списывания текстов:
✓ неосложненное — без синтаксических и пунктуационных изменений;
✓ осложненное — с синтаксическими и пунктуационными изменениями.
Задания при неосложненном списывании.
✓ найти смысловой отрезок и определить выражаемое им значение;
✓ перечислить условия выбора места для знака (знаков) препинания и самого знака препинания;
✓ объяснить постановку или непостановку знаков препинания. Задания при осложненном списывании.
✓ вставить знаки препинания, пропущенные при таком-то смысловом отрезке;
✓ вставить пропущенные знаки препинания;
✓ переставить такой-то смысловой отрезок и поставить необходимые знаки препинания;
✓ включить в предложение такой-то смысловой отрезок и поставить необходимые знаки препинания.
Виды пунктуационных диктантов:
✓ полный — без каких-либо изменений;
✓ выборочный — запись указанных учителем смысловых отрезков;
✓ творческий — включение какого-либо смыслового отрезка;
✓ графический — в виде синтаксической схемы;
✓ зрительный и слуховой — предупредительный диктант с комментированием.
Упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений:
✓ по схемам;
✓ опорным словам;
✓ данной теме;
✓ ситуации;
✓ из данных учителем систематических элементов;
✓ дополнение данной записи до предложения.
Упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов:
✓ диктант с элементами изложения;
✓ свободный диктант;
✓ диктант с продолжением;
✓ изложение;
✓ изложение с продолжением или сочинение по данному началу;
✓ сочинение по картине (по личным наблюдениям, по литературным произведениям).
4. Формированию умения обосновать место и выбор знака (знаков) препинания служит пунктуационный разбор — объяснение уже расставленных знаков препинания в специально подобранных отрезках или отдельных предложениях, сопровождаемое синтаксическим анализом.
А. В. Текучев выделяет следующие виды пунктуационного разбора:
✓ разбор, посвященный одной теме;
✓ разбор, посвященный ряду тем;
✓ вариант, предусматривающий объяснение всех знаков препинания, встречающихся в данном тексте;
✓ вариант, предусматривающий объяснение всех разнообразных случаев постановки одного или сочетаний нескольких знаков, встречающихся в разбираемом тексте.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 207-213), XXI (С. 292-293), XVII (Т. 2. С. 234).