Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Формирование у учащихся пунктуационных умений

1. Пунктуационные умения — это интеллектуально-мыслительные действия, заключающиеся в постановке или непостановке знаков препинания в коммуникативных единицах — в предложении и тексте (М. Т. Баранов).

  Виды пунктуационных умений (по М. Т. Баранову):

  ✓ пунктуационная зоркость — умение выделить смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах, а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим коммуникативных единицах;

  ✓ умение пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

  ✓ обосновать место и выбор знака (знаков) препинания;

  ✓ находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

2. Пунктуационная зоркость представляет собой умение:

  ✓ видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания;

  ✓ предвидеть смысловые отрезки, выражающие какие-либо дополнительные значения.

  Специальные упражнения для формирования пунктуационной зоркости:

  ✓ нахождение опознавательных признаков смысловых отрезков, требующих выделения знаками препинания;

  ✓ нахождение по значению смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения;

  ✓ определение грамматической природы смыслового отрезка.

3. Для формирования умения пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами используются следующие упражнения:

  ✓ списывание текстов;

  ✓ диктант;

  ✓ упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений;

  ✓ упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов. Виды списывания текстов:

  ✓ неосложненное — без синтаксических и пунктуационных изменений;

  ✓ осложненное — с синтаксическими и пунктуационными изменениями.

  Задания при неосложненном списывании.

  ✓ найти смысловой отрезок и определить выражаемое им значение;

  ✓ перечислить условия выбора места для знака (знаков) препинания и самого знака препинания;

  ✓ объяснить постановку или непостановку знаков препинания. Задания при осложненном списывании.

  ✓ вставить знаки препинания, пропущенные при таком-то смысловом отрезке;

  ✓ вставить пропущенные знаки препинания;

  ✓ переставить такой-то смысловой отрезок и поставить необходимые знаки препинания;

  ✓ включить в предложение такой-то смысловой отрезок и поставить необходимые знаки препинания.

  Виды пунктуационных диктантов:

  ✓ полный — без каких-либо изменений;

  ✓ выборочный — запись указанных учителем смысловых отрезков;

  ✓ творческий — включение какого-либо смыслового отрезка;

  ✓ графический — в виде синтаксической схемы;

  ✓ зрительный и слуховой — предупредительный диктант с комментированием.

  Упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений:

  ✓ по схемам;

  ✓ опорным словам;

  ✓ данной теме;

  ✓ ситуации;

  ✓ из данных учителем систематических элементов;

  ✓ дополнение данной записи до предложения.

  Упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов:

  ✓ диктант с элементами изложения;

  ✓ свободный диктант;

  ✓ диктант с продолжением;

  ✓ изложение;

  ✓ изложение с продолжением или сочинение по данному началу;

  ✓ сочинение по картине (по личным наблюдениям, по литературным произведениям).

4. Формированию умения обосновать место и выбор знака (знаков) препинания служит пунктуационный разбор — объяснение уже расставленных знаков препинания в специально подобранных отрезках или отдельных предложениях, сопровождаемое синтаксическим анализом.

  А. В. Текучев выделяет следующие виды пунктуационного разбора:

  ✓ разбор, посвященный одной теме;

  ✓ разбор, посвященный ряду тем;

  ✓ вариант, предусматривающий объяснение всех знаков препинания, встречающихся в данном тексте;

  ✓ вариант, предусматривающий объяснение всех разнообразных случаев постановки одного или сочетаний нескольких знаков, встречающихся в разбираемом тексте.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 207-213), XXI (С. 292-293), XVII (Т. 2. С. 234).