Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Работа по пунктуации при изучении несинтаксических тем в 5 - 7 классах
1. В работе по пунктуации при изучении несинтаксических тем в 5 — 7 классах методисты выделяют следующие направления:
✓ использование текстов упражнений;
✓ составление учащимися предложений;
✓ написание диктантов;
✓ написание творческих работ.
Для выработки навыка постановки знаков препинания необходимо при изучении морфологии и орфографии систематически повторять (с некоторым углублением) сведения по пунктуации, полученные учащимися ранее.
2. Задания к упражнениям, которые выполняют учащиеся при изучении несинтаксических тем, требуют применения различных пунктуационных правил.
М. Т. Баранов предлагает такие виды пунктуационных упражнений (попутно с основной работой):
✓ нахождение в коммуникативной единице известного смыслового отрезка;
✓ объяснение выбора знака препинания;
✓ указание опознавательных признаков известных смысловых отрезков, которые необходимо выделить знаками препинания;
✓ перечисление условий выбора того или иного знака препинания;
✓ постановка пропущенных знаков препинания.
3. Составление учащимися предложений способствует:
✓ развитию речи;
✓ закреплению нового грамматического материала;
✓ совершенствованию пунктуационных умений.
Рекомендуемые задания (при составлении предложений):
✓ по графической схеме;
✓ с использованием заданного смыслового отрезка;
✓ с включением самостоятельно придуманного смыслового отрезка и др.
4. Диктанты, изложения, сочинения помогают учащимся глубже осмыслить необходимость употребления тех или иных синтаксических конструкций и пунктуационных знаков.
Для работы по пунктуации рекомендуется использовать следующие виды диктантов:
✓ творческий;
✓ свободный;
✓ с продолжением;
✓ с элементами изложения.
При подборе текстов для обучающих диктантов в период освоения школьниками несинтаксических тем следует учитывать наличие в данных текстах известных пунктуационно-смысловых отрезков.
Рекомендуемые задания (по М. Т. Баранову):
✓ найти смысловые отрезки, требующие пунктуационного выделения;
✓ определить, какие и для какой цели знаки препинания необходимо использовать в предложениях;
✓ поставить знаки препинания во время записи под диктовку;
✓ объяснить выбор знаков препинания в записанных предложениях.
Исходный текст для изложения должен содержать известные школьникам пунктуационно-смысловые отрезки, воспроизведение которых также способствует совершенствованию пунктуационных умений.
При написании сочинений учащиеся опираются на изученные ранее пунктуационные правила.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 214-217), XXI (С. 294-296), XVII (Т. 2. С. 234).