Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Работа по пунктуации при изучении несинтаксических тем в 5 - 7 классах

1. В работе по пунктуации при изучении несинтаксических тем в 5 — 7 классах методисты выделяют следующие направления:

  ✓ использование текстов упражнений;

  ✓ составление учащимися предложений;

  ✓ написание диктантов;

  ✓ написание творческих работ.

  Для выработки навыка постановки знаков препинания необходимо при изучении морфологии и орфографии систематически повторять (с некоторым углублением) сведения по пунктуации, полученные учащимися ранее.

2. Задания к упражнениям, которые выполняют учащиеся при изучении несинтаксических тем, требуют применения различных пунктуационных правил.

  М. Т. Баранов предлагает такие виды пунктуационных упражнений (попутно с основной работой):

  ✓ нахождение в коммуникативной единице известного смыслового отрезка;

  ✓ объяснение выбора знака препинания;

  ✓ указание опознавательных признаков известных смысловых отрезков, которые необходимо выделить знаками препинания;

  ✓ перечисление условий выбора того или иного знака препинания;

  ✓ постановка пропущенных знаков препинания.

3. Составление учащимися предложений способствует:

  ✓ развитию речи;

  ✓ закреплению нового грамматического материала;

  ✓ совершенствованию пунктуационных умений.

  Рекомендуемые задания (при составлении предложений):

  ✓ по графической схеме;

  ✓ с использованием заданного смыслового отрезка;

  ✓ с включением самостоятельно придуманного смыслового отрезка и др.

4. Диктанты, изложения, сочинения помогают учащимся глубже осмыслить необходимость употребления тех или иных синтаксических конструкций и пунктуационных знаков.

Для работы по пунктуации рекомендуется использовать следующие виды диктантов:

  ✓ творческий;

  ✓ свободный;

  ✓ с продолжением;

  ✓ с элементами изложения.

  При подборе текстов для обучающих диктантов в период освоения школьниками несинтаксических тем следует учитывать наличие в данных текстах известных пунктуационно-смысловых отрезков.

  Рекомендуемые задания (по М. Т. Баранову):

  ✓ найти смысловые отрезки, требующие пунктуационного выделения;

  ✓ определить, какие и для какой цели знаки препинания необходимо использовать в предложениях;

  ✓ поставить знаки препинания во время записи под диктовку;

  ✓ объяснить выбор знаков препинания в записанных предложениях.

  Исходный текст для изложения должен содержать известные школьникам пунктуационно-смысловые отрезки, воспроизведение которых также способствует совершенствованию пунктуационных умений.

  При написании сочинений учащиеся опираются на изученные ранее пунктуационные правила.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 214-217), XXI (С. 294-296), XVII (Т. 2. С. 234).