Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Пунктуационные ошибки учащихся
1. Основные типы пунктуационных ошибок (по А. В. Текучеву):
✓ пропуск необходимых знаков препинания;
✓ постановка лишних знаков препинания (один из самых распространенных видов пунктуационных ошибок в школе);
✓ ошибки, связанные с неумением учащихся выбрать нужный знак (знаки) препинания.
Каждый из указанных выше типов ошибок может быть представлен в многочисленных вариантах.
2. Причины пунктуационных ошибок учащихся (по М. Т. Баранову):
✓ объективные;
✓ субъективные.
Объективные причины пунктуационных ошибок:
✓ незнание учащимися пунктуационной нормы к моменту написания письменной работы;
✓ коммуникативно-речевая основа постановки знаков препинания, связанная с выделением смыслов, которые необходимо обозначить средствами графики;
✓ сложность грамматики;
✓ наличие массы ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же синтаксической позиции;
✓ возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу.
Субъективные причины:
✓ неточное или полное незнание пишущим пунктуационной нормы;
✓ незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, требующих выделения знаками препинания;
✓ невладение синтаксическим и смысловым разбором предложения;
✓ смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил.
3. Работа над ошибками включает:
✓ объяснение конкретной пунктуационной ошибки;
✓ закрепление (на новом дидактическом материале) соответствующего пунктуационного правила.
Работе над ошибками может быть посвящен специальный урок. При проверке ученических работ знаком "V" на полях тетради учитель указывает наличие пунктуационной ошибки. Исправление может производиться учителем или учащимися после подчеркивания учителем тех мест в работе, где была допущена ошибка.
Возможно подчеркивание пунктуационных ошибок без исправления их учителем. Необходимо отличать ошибки по изученному от ошибок по неизученному.
Пунктуационные ошибки должны не только учитываться, но и классифицироваться для проведения систематической и организованной работы над ошибками в обучающих упражнениях, в контрольных диктантах, в изложениях и сочинениях.
Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 288-289, 296), II (С. 219-225).