Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Разбор текста на занятиях по русскому языку
1. Грамматический разбор — вид занятий аналитического характера, при выполнении которого учащиеся по указанию учителя выделяют в данном тексте определенные грамматические явления, относят их по имеющимся признакам к тому или иному разряду и дают им грамматическую характеристику.
Значение грамматического разбора:
✓ это действенный способ доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений;
✓ он дает возможность иметь дело одновременно с большим количеством однородных фактов;
✓ позволяет по мере надобности оперировать разнообразными фактами из ранее пройденных разделов курса;
✓ экономит время;
✓ способствует реализации индивидуального подхода;
✓ содействует развитию логического мышления и аналитических способностей учащихся;
✓ дисциплинирует их внимание и волю;
✓ воспитывает навыки самостоятельной работы;
✓ является эффективным средством повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.
К. Д. Ушинский советовал прибегать к грамматическому разбору для того, чтобы повторить уже усвоенные детьми грамматические сведения и привести их в полную систему сообразно с разбираемым отрывком.
2. Классификация типов грамматического разбора:
✓ по виду —
• выборочный;
• смешанный;
✓ по объему —
• полный;
• частичный;
✓ по способу —
• письменный;
✓ по месту выполнения —
• классный;
• домашний;
✓ по содержанию —
• морфологический (по составу слова, по частям речи);
• синтаксический (по членам предложения, по частям предложения).
3. Иные виды разбора текста, используемые в школьной практике:
✓ фонетический;
✓ лексический;
✓ словообразовательный (тесно связан с разбором слова по составу);
✓ орфографический;
✓ пунктуационный.
Учебники по русскому языку содержат схемы и порядок различных видов разбора.
Сначала учитель показывает образец определенного разбора.
Затем учащиеся выполняют упражнения, направленные на формирование соответствующих умений.
Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 75-77), II (С. 213), XVII (Т. 2. С. 234).
Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 288-289, 296), II (С. 219-225).