Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Разбор текста на занятиях по русскому языку

1. Грамматический разбор — вид занятий аналитического характера, при выполнении которого учащиеся по указанию учителя выделяют в данном тексте определенные грамматические явления, относят их по имеющимся признакам к тому или иному разряду и дают им грамматическую характеристику.

  Значение грамматического разбора:

  ✓ это действенный способ доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений;

  ✓ он дает возможность иметь дело одновременно с большим количеством однородных фактов;

  ✓ позволяет по мере надобности оперировать разнообразными фактами из ранее пройденных разделов курса;

  ✓ экономит время;

  ✓ способствует реализации индивидуального подхода;

  ✓ содействует развитию логического мышления и аналитических способностей учащихся;

  ✓ дисциплинирует их внимание и волю;

  ✓ воспитывает навыки самостоятельной работы;

  ✓ является эффективным средством повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.

  К. Д. Ушинский советовал прибегать к грамматическому разбору для того, чтобы повторить уже усвоенные детьми грамматические сведения и привести их в полную систему сообразно с разбираемым отрывком.

2. Классификация типов грамматического разбора:

  ✓ по виду —

  • выборочный;

  • смешанный;

  ✓ по объему —

  • полный;

  • частичный;

  ✓ по способу —

  • письменный;

  ✓ по месту выполнения —

  • классный;

  • домашний;

  ✓ по содержанию —

  • морфологический (по составу слова, по частям речи);

  • синтаксический (по членам предложения, по частям предложения).

3. Иные виды разбора текста, используемые в школьной практике:

  ✓ фонетический;

  ✓ лексический;

  ✓ словообразовательный (тесно связан с разбором слова по составу);

  ✓ орфографический;

  ✓ пунктуационный.

  Учебники по русскому языку содержат схемы и порядок различных видов разбора.

  Сначала учитель показывает образец определенного разбора.

  Затем учащиеся выполняют упражнения, направленные на формирование соответствующих умений.

  Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 75-77), II (С. 213), XVII (Т. 2. С. 234).

  Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 288-289, 296), II (С. 219-225).