Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Развитие речи в школе
1. Понятие развития речи включает следующее:
✓ процесс обучения детей речи;
✓ область методики преподавания литературы;
✓ одна из главных задач учебного предмета "Русский (родной) язык".
2. Формирование и совершенствование речи учащихся достигаются путем целенаправленной работы по овладению общими для разных высказываний коммуникативными умениями.
В процессе учебной деятельности развиваются все функциональные разновидности речи. Но особое значение в этот период приобретает речь как средство:
✓ познания, сохранения и передачи информации;
✓ организации коллективных действий;
✓ самосознания и самовыражения;
✓ воздействия на сверстников и взрослых.
Дети 6 — 7-летнего возраста к моменту поступления в школу, как правило, владеют разговорной (диалогической) и монологической речью.
Письменную речь, как и чтение, дети обычно осваивают в школе.
Также в школе получают дальнейшее развитие устная и письменная формы речи и их разновидности (диалог, монолог).
Ученики овладевают умением вести беседу (диалог) по широкому кругу вопросов. Специальное внимание уделяется обучению монологической речи, которая в известной степени затрудняет учащихся.
В развитии письменной речи школьников прослеживаются следующие тенденции:
✓ рост объема и структурное усложнение синтаксических конструкций;
✓ расширение сферы использования слов;
✓ рост разнообразия используемых языковых средств.
Под влиянием обучения, при условии внимания к устной речи школьников, развиваются навыки говорения.
При этом не только устная речь оказывает влияние на письменную, но и под влиянием письменной речи формируются так называемые книжные стили устной формы литературного языка.
Большая роль отводится школе в становлении и совершенствовании стилистических разновидностей речи учащихся. Именно в школе ученики овладевают книжными стилями речи, начинает складываться публицистический стиль речи. При этом в развитии речи учащихся 8 — 10 классов наблюдается и тенденция унификации, которая отражает не только определенную бедность речи, но и особенности книжного стиля.
3. Ведущая роль в работе по развитию речи учащихся в школе принадлежит русскому (родному) языку и литературе.
На уроках русского языка и литературы вводятся интеллектуально-речевые умения общеучебного характера.
В соответствии с действующими программами школьники получают специальные знания о речи, о тех ресурсах, которыми располагает язык для выражения мысли.
В методике русского языка вычленяются определенные разделы работы по развитию речи — в соответствии с основными единицами языка, изучаемыми в школьном курсе:
✓ звук;
✓ части слова;
✓ слово;
✓ словоформа;
✓ словосочетание;
✓ предложение;
✓ текст.
Определенные темы программы отражают собственно речеведческую часть курса русского языка.
Развитию речи в школе способствует соблюдение требований единого речевого режима.
4. Развитие речи осуществляется по следующим направлениям:
✓ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
✓ овладение нормами русского литературного языка;
✓ формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 227-228), XVII (Т. 2. С. 245-246), XXI (С. 300), XIV (С. 18).