Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Развитие речи в школе

1. Понятие развития речи включает следующее:

  ✓ процесс обучения детей речи;

  ✓ область методики преподавания литературы;

  ✓ одна из главных задач учебного предмета "Русский (родной) язык".

2. Формирование и совершенствование речи учащихся достигаются путем целенаправленной работы по овладению общими для разных высказываний коммуникативными умениями.

  В процессе учебной деятельности развиваются все функциональные разновидности речи. Но особое значение в этот период приобретает речь как средство:

  ✓ познания, сохранения и передачи информации;

  ✓ организации коллективных действий;

  ✓ самосознания и самовыражения;

  ✓ воздействия на сверстников и взрослых.

  Дети 6 — 7-летнего возраста к моменту поступления в школу, как правило, владеют разговорной (диалогической) и монологической речью.

  Письменную речь, как и чтение, дети обычно осваивают в школе.

  Также в школе получают дальнейшее развитие устная и письменная формы речи и их разновидности (диалог, монолог).

  Ученики овладевают умением вести беседу (диалог) по широкому кругу вопросов. Специальное внимание уделяется обучению монологической речи, которая в известной степени затрудняет учащихся.

  В развитии письменной речи школьников прослеживаются следующие тенденции:

  ✓ рост объема и структурное усложнение синтаксических конструкций;

  ✓ расширение сферы использования слов;

  ✓ рост разнообразия используемых языковых средств.

  Под влиянием обучения, при условии внимания к устной речи школьников, развиваются навыки говорения.

  При этом не только устная речь оказывает влияние на письменную, но и под влиянием письменной речи формируются так называемые книжные стили устной формы литературного языка.

  Большая роль отводится школе в становлении и совершенствовании стилистических разновидностей речи учащихся. Именно в школе ученики овладевают книжными стилями речи, начинает складываться публицистический стиль речи. При этом в развитии речи учащихся 8 — 10 классов наблюдается и тенденция унификации, которая отражает не только определенную бедность речи, но и особенности книжного стиля.

3. Ведущая роль в работе по развитию речи учащихся в школе принадлежит русскому (родному) языку и литературе.

  На уроках русского языка и литературы вводятся интеллектуально-речевые умения общеучебного характера.

  В соответствии с действующими программами школьники получают специальные знания о речи, о тех ресурсах, которыми располагает язык для выражения мысли.

  В методике русского языка вычленяются определенные разделы работы по развитию речи — в соответствии с основными единицами языка, изучаемыми в школьном курсе:

  ✓ звук;

  ✓ части слова;

  ✓ слово;

  ✓ словоформа;

  ✓ словосочетание;

  ✓ предложение;

  ✓ текст.

  Определенные темы программы отражают собственно речеведческую часть курса русского языка.

  Развитию речи в школе способствует соблюдение требований единого речевого режима.

4. Развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

  ✓ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  ✓ овладение нормами русского литературного языка;

  ✓ формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 227-228), XVII (Т. 2. С. 245-246), XXI (С. 300), XIV (С. 18).