Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Овладение нормами литературного языка
1. Языковая норма — неотъемлемый атрибут языка на всех этапах его развития; совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.
К указанным реализациям языковой системы относятся стабильные и унифицированные языковые средства, и правила их употребления, являющиеся специфическим признаком литературного языка национального периода и сознательно фиксируемые и культивируемые обществом.
Соблюдение норм литературного языка включает правильное:
✓ произношение;
✓ образование форм слова;
✓ построение словосочетаний и предложений;
✓ владение стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций, лексической синонимией и синонимией суффиксов и приставок.
2. Овладение нормами литературного языка — одно из направлений в развитии речи учащихся. включающее систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов и приучение школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей в соответствии с указанными нормами.
Направления работы по формированию правильной речи учащихся:
✓ установка на овладение школьниками нормами русского литературного языка;
✓ осмысление учащимися понятия нормы и определенной конкретной нормы;
✓ многократное повторение языковой нормы;
✓ система упражнений и речевых задач, направленная на овладение учащимися речевыми умениями и навыками.
Основные виды упражнений и задач (по Т. А. Ладыженской):
✓ анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
✓ выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств;
✓ замена ошибочных вариантов нормативными;
✓ устный пересказ, письменное изложение текста;
✓ свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с дополнительным заданием (введение нормативной конструкции);
✓ составление словосочетаний, предложений, мини-текста с нормативными языковыми средствами, требующими осмысления и запоминания;
✓ запоминание языковой нормы — заучивание стихотворных строк, проговаривание вслух по слогам.
Использованные источники (см. список литературы): XXIV (С. 337), XXI (С. 300), XIV (С. 18), II (С. 228-231).