Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Культура речи учащихся

1. В понятие культуры речи входит следующее:

  ✓ владение нормами устного и письменного литературного языка;

  ✓ умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;

  ✓ степень совершенства устной и письменной речи, достигнутая в процессе обучения основам наук и речевого общения с окружающими людьми.

  Культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, развитую культуру мышления, сознательную любовь к языку.

  Характеристики культуры речи учащихся:

  ✓ соблюдение общеязыковых норм;

  ✓ содержательность речи;

  ✓ логичность;

  ✓ лексическое богатство;

  ✓ образность;

  ✓ выразительность.

2. Критерии культуры речи:

  ✓ точность — соответствие речи мыслям говорящего и пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания;

  ✓ ясность — доходчивость речи и доступность для тех, кому она адресована;

  ✓ чистота — исключение нелитературных элементов (диалектных слов, просторечной лексики, жаргонизмов), уместность использования определенных средств в конкретной ситуации речевого общения и т. д.

3. Во всей учебной работе школы развивается речь и формируется логическое мышление учащихся.

  Правильность речи достигается следующими приемами:

  ✓ изучение фонетических, лексико-морфологических и синтаксических норм русского литературного языка;

  ✓ предупреждение речевых ошибок;

  ✓ постоянное исправление различных недочетов в устной речи учащихся;

  ✓ анализ ошибок в изложениях, сочинениях и последующая работа над ошибками.

  Содержательность речи обеспечивают:

  ✓ тщательная подготовка по учебному материалу;

  ✓ проведение необходимых наблюдений;

  ✓ умелая мобилизация ранее полученных впечатлений.

  Образность и выразительность языка учащихся достигаются:

  ✓ начитанностью;

  ✓ накоплением значительного запаса слов;

  ✓ знакомством с литературными стилями.

  Сравнивая явления, выделяя существенные признаки, устанавливая связи и делая обобщения, учащиеся осознают содержание и объем понятия; учатся классифицировать и систематизировать материал; приучаются к точным формулировкам, к доказательствам, к логически последовательному изложению материала.

  Средствами словарной работы обогащается лексика, а грамматико-стилистический разбор литературных текстов в связи с анализом их содержания способствует совершенствованию стиля.

  Использованные источники (см. список литературы): XVII (Т. I. С. 487-488), XVI (С. 223-224).