Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Культура речи учащихся
1. В понятие культуры речи входит следующее:
✓ владение нормами устного и письменного литературного языка;
✓ умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
✓ степень совершенства устной и письменной речи, достигнутая в процессе обучения основам наук и речевого общения с окружающими людьми.
Культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, развитую культуру мышления, сознательную любовь к языку.
Характеристики культуры речи учащихся:
✓ соблюдение общеязыковых норм;
✓ содержательность речи;
✓ логичность;
✓ лексическое богатство;
✓ образность;
✓ выразительность.
2. Критерии культуры речи:
✓ точность — соответствие речи мыслям говорящего и пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания;
✓ ясность — доходчивость речи и доступность для тех, кому она адресована;
✓ чистота — исключение нелитературных элементов (диалектных слов, просторечной лексики, жаргонизмов), уместность использования определенных средств в конкретной ситуации речевого общения и т. д.
3. Во всей учебной работе школы развивается речь и формируется логическое мышление учащихся.
Правильность речи достигается следующими приемами:
✓ изучение фонетических, лексико-морфологических и синтаксических норм русского литературного языка;
✓ предупреждение речевых ошибок;
✓ постоянное исправление различных недочетов в устной речи учащихся;
✓ анализ ошибок в изложениях, сочинениях и последующая работа над ошибками.
Содержательность речи обеспечивают:
✓ тщательная подготовка по учебному материалу;
✓ проведение необходимых наблюдений;
✓ умелая мобилизация ранее полученных впечатлений.
Образность и выразительность языка учащихся достигаются:
✓ начитанностью;
✓ накоплением значительного запаса слов;
✓ знакомством с литературными стилями.
Сравнивая явления, выделяя существенные признаки, устанавливая связи и делая обобщения, учащиеся осознают содержание и объем понятия; учатся классифицировать и систематизировать материал; приучаются к точным формулировкам, к доказательствам, к логически последовательному изложению материала.
Средствами словарной работы обогащается лексика, а грамматико-стилистический разбор литературных текстов в связи с анализом их содержания способствует совершенствованию стиля.
Использованные источники (см. список литературы): XVII (Т. I. С. 487-488), XVI (С. 223-224).