Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка
1. Обогащение словарного запаса учащихся — одно из направлений в развитии их речи.
Задача школы — всемерное расширение, обогащение словаря учащихся.
Словарь учащихся наполняется при изучении различных школьных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе.
По определению А. В. Текучева, под обогащением словарного запаса учащихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения, выражающиеся:
✓ в расширении объема понятий;
✓ уточнении значений слов;
✓ ознакомлении с новыми значениями уже известных слов.
Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой.
✓ необходимо развивать у школьников умение видеть незнакомые слова;
✓ воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю, а также пользоваться различными словарями-справочниками.
2. Цели обогащения словарного запаса школьников:
✓ количественное увеличение слов — прибавление новых слов;
✓ качественное совершенствование имеющегося запаса слов —
• уточнение лексического значения и сферы употребления известных детям слов;
• замена нелитературных слов литературными;
✓ обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
В соответствии с указанными целями в методике обогащения словарного запаса учащихся различаются два направления:
✓ парадигматическое — работа над словом и его семантическими полями;
✓ синтагматическое — работа над контекстным употреблением слов.
3. Словарь каждого носителя языка делится на активный и пассивный.
Активный словарь — часть словарного состава, включающая относительно ограниченное число лексических единиц, особенно часто используемых в речи, причем в связи с наиболее существенными для данного индивида реалиями, понятиями и ситуациями. Медленно изменяющееся ядро активного словаря состоит из стилистически нейтральных единиц с развитой системой значений, высокой сочетаемостью и словообразовательной активностью.
При выполнении языком его коммуникативной функции единицы активного словаря играют наиболее важную роль.
Пассивный словарь — часть словарного состава, состоящая из лексических единиц, употребление которых ограничено особенностями:
✓ означаемых ими явлений — названия редких реалий, историзмы, термины, собственные имена;
✓ лексических единиц, известных только части носителей языка — архаизмы, неологизмы;
✓ используемых только в отдельных функциональных разновидностях языка — стилистически окрашенная лексика.
Пассивный словарь — открытая система.
Деление запаса слов учащихся на активный и пассивный словарь носит условный характер, так как эти два разряда слов постоянно взаимодействуют между собой, и пассивный словарь ученика является источником пополнения его активного словаря.
4. Источники обогащения словарного запаса учащихся:
✓ общение со сверстниками и взрослыми;
✓ речь учителя;
✓ изучение школьных предметов;
✓ чтение книг, газет и журналов;
✓ слушание радио, магнитофонных записей;
✓ просмотр телепередач, кинофильмов, театральных представлений;
✓ посещение музеев, выставок;
✓ работа с компьютером и др.
Указанные источники могут восприниматься различно:
✓ зрительно;
✓ на слух;
✓ одновременно и зрительно, и на слух.
По степени воздействия учителя источники делятся:
✓ на управляемые — речь самого учителя, школьные предметы;
✓ частично управляемые — чтение, просмотр телепередач, слушание радио, общение со взрослыми и сверстниками и др.
Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 301-320), XIV (С. 18), II (С. 232-237), XXIV (С. 22, 369).