Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

1. Обогащение словарного запаса учащихся — одно из направлений в развитии их речи.

  Задача школы — всемерное расширение, обогащение словаря учащихся.

  Словарь учащихся наполняется при изучении различных школьных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе.

  По определению А. В. Текучева, под обогащением словарного запаса учащихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения, выражающиеся:

  ✓ в расширении объема понятий;

  ✓ уточнении значений слов;

  ✓ ознакомлении с новыми значениями уже известных слов.

  Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой.

  ✓ необходимо развивать у школьников умение видеть незнакомые слова;

  ✓ воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю, а также пользоваться различными словарями-справочниками.

2. Цели обогащения словарного запаса школьников:

  ✓ количественное увеличение слов — прибавление новых слов;

  ✓ качественное совершенствование имеющегося запаса слов —

  • уточнение лексического значения и сферы употребления известных детям слов;

  • замена нелитературных слов литературными;

  ✓ обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

  В соответствии с указанными целями в методике обогащения словарного запаса учащихся различаются два направления:

  ✓ парадигматическое — работа над словом и его семантическими полями;

  ✓ синтагматическое — работа над контекстным употреблением слов.

3. Словарь каждого носителя языка делится на активный и пассивный.

  Активный словарь — часть словарного состава, включающая относительно ограниченное число лексических единиц, особенно часто используемых в речи, причем в связи с наиболее существенными для данного индивида реалиями, понятиями и ситуациями. Медленно изменяющееся ядро активного словаря состоит из стилистически нейтральных единиц с развитой системой значений, высокой сочетаемостью и словообразовательной активностью.

  При выполнении языком его коммуникативной функции единицы активного словаря играют наиболее важную роль.

  Пассивный словарь — часть словарного состава, состоящая из лексических единиц, употребление которых ограничено особенностями:

  ✓ означаемых ими явлений — названия редких реалий, историзмы, термины, собственные имена;

  ✓ лексических единиц, известных только части носителей языка — архаизмы, неологизмы;

  ✓ используемых только в отдельных функциональных разновидностях языка — стилистически окрашенная лексика.

  Пассивный словарь — открытая система.

  Деление запаса слов учащихся на активный и пассивный словарь носит условный характер, так как эти два разряда слов постоянно взаимодействуют между собой, и пассивный словарь ученика является источником пополнения его активного словаря.

4. Источники обогащения словарного запаса учащихся:

  ✓ общение со сверстниками и взрослыми;

  ✓ речь учителя;

  ✓ изучение школьных предметов;

  ✓ чтение книг, газет и журналов;

  ✓ слушание радио, магнитофонных записей;

  ✓ просмотр телепередач, кинофильмов, театральных представлений;

  ✓ посещение музеев, выставок;

  ✓ работа с компьютером и др.

  Указанные источники могут восприниматься различно:

  ✓ зрительно;

  ✓ на слух;

  ✓ одновременно и зрительно, и на слух.

  По степени воздействия учителя источники делятся:

  ✓ на управляемые — речь самого учителя, школьные предметы;

  ✓ частично управляемые — чтение, просмотр телепередач, слушание радио, общение со взрослыми и сверстниками и др.

  Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 301-320), XIV (С. 18), II (С. 232-237), XXIV (С. 22, 369).