Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Словарная работа на уроках русского языка
1. При планировании словарной работы учителю необходимо (по А. В. Текучеву):
✓ изучать словарь учащихся;
✓ систематически вести работу по отбору слов, которые предстоит ввести в активный словарь учащихся;
✓ расположить намеченные для занятий слова в определенной последовательности, распределить по темам;
✓ установить, на каком уроке грамматики или литературного чтения те или иные группы слов могут быть использованы и каким способом введены в учебные материалы.
2. Содержание обогащения словарного запаса учащихся — новые слова, которые необходимо ввести в словарь школьников.
Основа содержания — словарь-минимум. Создание такого словаря — актуальная проблема методики преподавания русского языка.
Единицы содержания словарной работы — слова и их семы.
Сема — предельная единица плана содержания.
Единицы учебного процесса — слова и группы слов (учебно-тематические списки слов) для введения в учебные материалы уроков.
3. Существует два подхода к отбору слов:
✓ грамматико-орфографический;
✓ семантический.
Грамматико-орфографическое направление включает следующие виды работы над словом:
✓ словарно-морфологическая работа;
✓ словарно-орфоэпическая;
✓ словарно-морфемная;
✓ словарно-орфографическая.
Семантическое направление является основным в организации работы по обогащению словарного запаса учащихся и включает следующие виды работы над словом:
✓ словарно-семантическая работа;
✓ словарно-стилистическая.
4. Отбор тематических групп слов, необходимых для целей пополнения словарного запаса учащихся, осуществляется в соответствии со следующими принципами:
✓ социально-коммуникативный — исходя из социального заказа, выполняемого школой;
✓ межпредметно-коммуникативный — исходя из наличия межпредметных связей.
Тематические группы слов:
✓ общественно-политическая лексика;
✓ морально-этическая;
✓ спортивная;
✓ военная;
✓ лексика гигиены и здоровья;
✓ лексика искусства и культуры;
✓ лексика права и др.
Принципы отбора слов для тематических групп:
✓ частотный (лексика, частотно употребляемая в текстах разных стилей);
✓ коммуникативный (потребности коммуникации);
✓ системный (тематическая группа представляет собой определенную систему — открытую или закрытую);
✓ стилистический (эмоциональная и стилистическая окрашенность слов).
При отборе слов следует также учитывать:
✓ доступность словаря;
✓ определенную емкость словаря (объем, количество);
✓ последовательность в расширении словаря в пределах одной темы (по классам и в отношении разных тем);
✓ индивидуальные особенности (состав активного словаря разных учащихся и разных классов);
✓ различия в темпах накопления словаря в зависимости от подготовленности, направленности и общего развития учащихся данного класса.
Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 304-306), XXIV (С. 437), II (С. 237-241).