Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Словарная работа на уроках русского языка

1. При планировании словарной работы учителю необходимо (по А. В. Текучеву):

  ✓ изучать словарь учащихся;

  ✓ систематически вести работу по отбору слов, которые предстоит ввести в активный словарь учащихся;

  ✓ расположить намеченные для занятий слова в определенной последовательности, распределить по темам;

  ✓ установить, на каком уроке грамматики или литературного чтения те или иные группы слов могут быть использованы и каким способом введены в учебные материалы.

2. Содержание обогащения словарного запаса учащихся — новые слова, которые необходимо ввести в словарь школьников.

  Основа содержания — словарь-минимум. Создание такого словаря — актуальная проблема методики преподавания русского языка.

  Единицы содержания словарной работы — слова и их семы.

  Сема — предельная единица плана содержания.

  Единицы учебного процесса — слова и группы слов (учебно-тематические списки слов) для введения в учебные материалы уроков.

3. Существует два подхода к отбору слов:

  ✓ грамматико-орфографический;

  ✓ семантический.

  Грамматико-орфографическое направление включает следующие виды работы над словом:

  ✓ словарно-морфологическая работа;

  ✓ словарно-орфоэпическая;

  ✓ словарно-морфемная;

  ✓ словарно-орфографическая.

  Семантическое направление является основным в организации работы по обогащению словарного запаса учащихся и включает следующие виды работы над словом:

  ✓ словарно-семантическая работа;

  ✓ словарно-стилистическая.

4. Отбор тематических групп слов, необходимых для целей пополнения словарного запаса учащихся, осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  ✓ социально-коммуникативный — исходя из социального заказа, выполняемого школой;

  ✓ межпредметно-коммуникативный — исходя из наличия межпредметных связей.

  Тематические группы слов:

  ✓ общественно-политическая лексика;

  ✓ морально-этическая;

  ✓ спортивная;

  ✓ военная;

  ✓ лексика гигиены и здоровья;

  ✓ лексика искусства и культуры;

  ✓ лексика права и др.

  Принципы отбора слов для тематических групп:

  ✓ частотный (лексика, частотно употребляемая в текстах разных стилей);

  ✓ коммуникативный (потребности коммуникации);

  ✓ системный (тематическая группа представляет собой определенную систему — открытую или закрытую);

  ✓ стилистический (эмоциональная и стилистическая окрашенность слов).

  При отборе слов следует также учитывать:

  ✓ доступность словаря;

  ✓ определенную емкость словаря (объем, количество);

  ✓ последовательность в расширении словаря в пределах одной темы (по классам и в отношении разных тем);

  ✓ индивидуальные особенности (состав активного словаря разных учащихся и разных классов);

  ✓ различия в темпах накопления словаря в зависимости от подготовленности, направленности и общего развития учащихся данного класса.

  Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 304-306), XXIV (С. 437), II (С. 237-241).