Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Предпосылки (условия) методики работы по обогащению словарного запаса учащихся
1. Лингвистические предпосылки — это минимум базовых для словарной работы знаний школьников о языке и соответствующих им базовых учебно-языковых умений (М. Т. Баранов).
Базовые для словарной работы понятия:
✓ лексикологические;
✓ лексикографические;
✓ грамматические;
✓ стилистические.
Базовые учебно-языковые умения:
✓ лексикологические;
✓ грамматические.
2. Основные психологические предпосылки:
✓ обучение школьников употреблению слова сразу же после его семантизации;
✓ эмоционально окрашенное восприятие мира и слова;
✓ установление ассоциативных связей в процессе работы над словом;
✓ формирование внимания учащихся к незнакомым словам;
✓ развитие у школьников интереса к овладению словом;
✓ формирование у детей умения видеть незнакомое слово;
✓ формирование у школьников восприятия слова как языкового средства наименования реалии.
Введение в практику речи учащихся новых слов может опираться:
✓ на механическое запоминание отдельных слов;
✓ активное внимание и мышление (понимание, осознание);
✓ логические и другие ассоциативные связи с уже известным учащимся.
3. Дидактические предпосылки:
✓ расширение знаний о мире;
✓ особенности организации учебного процесса.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 241-244), XXI (С. 305).