Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Предпосылки (условия) методики работы по обогащению словарного запаса учащихся

1. Лингвистические предпосылки — это минимум базовых для словарной работы знаний школьников о языке и соответствующих им базовых учебно-языковых умений (М. Т. Баранов).

  Базовые для словарной работы понятия:

  ✓ лексикологические;

  ✓ лексикографические;

  ✓ грамматические;

  ✓ стилистические.

  Базовые учебно-языковые умения:

  ✓ лексикологические;

  ✓ грамматические.

2. Основные психологические предпосылки:

  ✓ обучение школьников употреблению слова сразу же после его семантизации;

  ✓ эмоционально окрашенное восприятие мира и слова;

  ✓ установление ассоциативных связей в процессе работы над словом;

  ✓ формирование внимания учащихся к незнакомым словам;

  ✓ развитие у школьников интереса к овладению словом;

  ✓ формирование у детей умения видеть незнакомое слово;

  ✓ формирование у школьников восприятия слова как языкового средства наименования реалии.

  Введение в практику речи учащихся новых слов может опираться:

  ✓ на механическое запоминание отдельных слов;

  ✓ активное внимание и мышление (понимание, осознание);

  ✓ логические и другие ассоциативные связи с уже известным учащимся.

3. Дидактические предпосылки:

  ✓ расширение знаний о мире;

  ✓ особенности организации учебного процесса.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 241-244), XXI (С. 305).