Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимся слов

1. Семантизация — превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, осуществляемое учителем с помощью специальных методических средств — разъяснением (толкованием) лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом.

  Семантизаиия незнакомых слов — одна из задач обогащения словарного запаса учащихся.

2. Прием семантизации слова — это метод превращения незнакомого звукокомплекса в слово-знак. т. е. закрепление в сознании учащихся звучания и значения в единое целое — слово.

  Приемы семантизации делятся:

  ✓ на основные;

  ✓ дополнительные.

  Основные приемы:

  ✓ семантическое определение — совместная работа учителя и учащихся, направленная на подбор и составление минимально развернутого толкования лексического значения слова, включающего как родовые, так и видовые смысловые (семантические) компоненты (множители), которые отражают основные родовидовые признаки реалии;

  ✓ структурно-семантическая мотивация — применяется при толковании лексического значения слов с четкой внутренней структурой.

  Пополнительные приемы:

  ✓ сопоставление с известным учащимся словом;

  ✓ наглядность (показ реалии самого предмета, называемой толкуемым словом);

  ✓ контекст (фрагмент текста, включающий избранную для анализа единицу, необходимый и достаточный для определения значения этой единицы).

3. Выбор приемов семантизации зависит:

  ✓ от цели семантизации;

  ✓ семантических особенностей слова;

  ✓ уровня подготовленности учащихся.

4. Школьный толковый словарь адресован учащимся русской средней школы. В нем:

  ✓ раскрываются значения слов;

  ✓ приводятся грамматические формы, присущие словам;

  ✓ дается морфемное членение слов;

  ✓ сообщаются сведения о правописании, произношении и образовании слов.

  Место и роль толкового словаря в системе занятий по развитию речи весьма значительны.

  Задача учителя — научить школьников пользоваться таким словарем и постоянно к нему обращаться.

  Рекомендуемые упражнения:

  ✓ нахождение слова в толковом словаре;

  ✓ чтение в словарной статье толкования лексического значения слова;

  ✓ нахождение в толковом словаре слов определенной группы по соответствующим пометам;

  ✓ анализ словарной статьи, направленной на поиск соответствующей пометы;

  ✓ нахождение в толковом словаре слов, имеющих указываемые пометы;

  ✓ объяснение назначения той или иной пометы в словарной статье и др.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 244-250), XXI (С. 310), XXIV (С. 238), VII (С. 2).