Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимся слов
1. Семантизация — превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, осуществляемое учителем с помощью специальных методических средств — разъяснением (толкованием) лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом.
Семантизаиия незнакомых слов — одна из задач обогащения словарного запаса учащихся.
2. Прием семантизации слова — это метод превращения незнакомого звукокомплекса в слово-знак. т. е. закрепление в сознании учащихся звучания и значения в единое целое — слово.
Приемы семантизации делятся:
✓ на основные;
✓ дополнительные.
Основные приемы:
✓ семантическое определение — совместная работа учителя и учащихся, направленная на подбор и составление минимально развернутого толкования лексического значения слова, включающего как родовые, так и видовые смысловые (семантические) компоненты (множители), которые отражают основные родовидовые признаки реалии;
✓ структурно-семантическая мотивация — применяется при толковании лексического значения слов с четкой внутренней структурой.
Пополнительные приемы:
✓ сопоставление с известным учащимся словом;
✓ наглядность (показ реалии самого предмета, называемой толкуемым словом);
✓ контекст (фрагмент текста, включающий избранную для анализа единицу, необходимый и достаточный для определения значения этой единицы).
3. Выбор приемов семантизации зависит:
✓ от цели семантизации;
✓ семантических особенностей слова;
✓ уровня подготовленности учащихся.
4. Школьный толковый словарь адресован учащимся русской средней школы. В нем:
✓ раскрываются значения слов;
✓ приводятся грамматические формы, присущие словам;
✓ дается морфемное членение слов;
✓ сообщаются сведения о правописании, произношении и образовании слов.
Место и роль толкового словаря в системе занятий по развитию речи весьма значительны.
Задача учителя — научить школьников пользоваться таким словарем и постоянно к нему обращаться.
Рекомендуемые упражнения:
✓ нахождение слова в толковом словаре;
✓ чтение в словарной статье толкования лексического значения слова;
✓ нахождение в толковом словаре слов определенной группы по соответствующим пометам;
✓ анализ словарной статьи, направленной на поиск соответствующей пометы;
✓ нахождение в толковом словаре слов, имеющих указываемые пометы;
✓ объяснение назначения той или иной пометы в словарной статье и др.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 244-250), XXI (С. 310), XXIV (С. 238), VII (С. 2).