Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Словарно-семантическая работа на уроках русского языка
1. Принципы словарно-семантической работы:
✓ экстралингвистический — соотношение слова и реалии;
✓ парадигматический — показ слова в его ассоциативных связях;
✓ синтагматический — показ возможного словесного окружения нового слова.
2. Словарно-семантическая работа тесно связана с работой по грамматике и правописанию.
Новые слова могут вводиться:
✓ по отдельности;
✓ группой на одну тему.
Методисты рекомендуют включать в урок микрословники, которые составляют микротему, одну из подтем вводимой темы или лексико-семантической группы слов. В этих микрословниках незнакомые детям слова должны сочетаться с уже освоенными.
За один урок следует вводить два-три (максимум три-четыре) новых слова.
3. Введение синонимов осуществляется целым синонимическим рядом. При этом необходимо выяснить:
✓ общее значение слов-синонимов;
✓ отличия синонимов (в одном ряду) друг от друга;
✓ сферы употребления слов-синонимов.
Работа ведется с использованием словаря синонимов современного русского языка.
4. Словарно-семантические упражнения (по М. Т. Баранову):
✓ составление:
• словосочетаний;
• предложений;
• тематических групп слов;
• парадигмы слова;
✓ узнавание слова по его семантическому определению;
✓ написание творческого диктанта и сочинения по опорным словам.
Запоминанию нового слова способствуют такие приемы и упражнения (по А. В. Текучеву):
✓ запись слова на уроке с последующим проговариванием его по слогам, тренировкой в произношении и правильной постановкой ударения;
✓ упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия;
✓ составление предложений с новым словом в его разных значениях;
✓ введение в орфографические упражнения новых слов;
✓ творческая работа с вновь усвоенными словами;
✓ ведение детских словарей.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 250-254), XXI (С. 305), XXIV (С. 447), IV (С. 44-45).