Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Словарно-семантическая работа на уроках русского языка

1. Принципы словарно-семантической работы:

  ✓ экстралингвистический — соотношение слова и реалии;

  ✓ парадигматический — показ слова в его ассоциативных связях;

  ✓ синтагматический — показ возможного словесного окружения нового слова.

2. Словарно-семантическая работа тесно связана с работой по грамматике и правописанию.

  Новые слова могут вводиться:

  ✓ по отдельности;

  ✓ группой на одну тему.

  Методисты рекомендуют включать в урок микрословники, которые составляют микротему, одну из подтем вводимой темы или лексико-семантической группы слов. В этих микрословниках незнакомые детям слова должны сочетаться с уже освоенными.

  За один урок следует вводить два-три (максимум три-четыре) новых слова.

3. Введение синонимов осуществляется целым синонимическим рядом. При этом необходимо выяснить:

  ✓ общее значение слов-синонимов;

  ✓ отличия синонимов (в одном ряду) друг от друга;

  ✓ сферы употребления слов-синонимов.

  Работа ведется с использованием словаря синонимов современного русского языка.

4. Словарно-семантические упражнения (по М. Т. Баранову):

  ✓ составление:

  • словосочетаний;

  • предложений;

  • тематических групп слов;

  • парадигмы слова;

  ✓ узнавание слова по его семантическому определению;

  ✓ написание творческого диктанта и сочинения по опорным словам.

Запоминанию нового слова способствуют такие приемы и упражнения (по А. В. Текучеву):

  ✓ запись слова на уроке с последующим проговариванием его по слогам, тренировкой в произношении и правильной постановкой ударения;

  ✓ упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия;

  ✓ составление предложений с новым словом в его разных значениях;

  ✓ введение в орфографические упражнения новых слов;

  ✓ творческая работа с вновь усвоенными словами;

  ✓ ведение детских словарей.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 250-254), XXI (С. 305), XXIV (С. 447), IV (С. 44-45).