Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Словарно-семантическая работа на уроках русского языка
1. Приемы словарно-семантической работы:
✓ контекстный — показ возможных типов контекстов слова;
✓ функциональный — связь употребления слов с функционально стилистическими разновидностями литературного языка.
2. Лексический разбор — вид словарной работы, методический прием обобщающего типа.
Дает возможность включать в поле зрения учителя и учащихся разнообразные лексемы; ряды слов, относящихся к различным тематическим пластам, словообразовательным типам и разным стилям.
Связывает уроки грамматики, стилистики и уроки литературы.
Учащиеся определяют конкретное лексическое значение слова, а также его стилистическую функцию.
Как отмечает А. В. Текучев, лексический разбор необходимо сочетать с синтетической работой учащихся по словообразованию. Также следует привлекать внимание школьников к правилам правописания разбираемых слов.
Элементы лексического разбора могут быть включены в грамматический разбор.
Данный вид словарной работы целесообразен при подготовке к изложениям и сочинениям.
3. Этапы словарной подготовки учащихся к изложению (по М. Т. Баранову):
✓ рассредоточенная словарная работа — за несколько уроков до проведения изложения;
✓ лексико-стилистический анализ исходного текста — на специальном уроке развития речи.
Для словарной работы из исходного текста учитель отбирает:
✓ незнакомые или частично незнакомые школьникам слова;
✓ изобразительно-выразительные средства.
4. Словарная подготовка к сочинениям включает:
✓ логико-предметную подготовку — работу над лексикой, отражающей содержание;
✓ лексико-семантическую подготовку — отбор лексико-стилистических средств.
Упражнения, способствующие обучению школьников выбору слов (по М. Т. Баранову):
✓ стилистический эксперимент;
✓ анализ образца;
✓ творческий диктант;
✓ свободный диктант;
✓ составление предложений;
✓ изложение и сочинение.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 254-258), XXI (С. 152-153).