Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Словарно-семантическая работа на уроках русского языка

1. Приемы словарно-семантической работы:

  ✓ контекстный — показ возможных типов контекстов слова;

  ✓ функциональный — связь употребления слов с функционально стилистическими разновидностями литературного языка.

2. Лексический разбор — вид словарной работы, методический прием обобщающего типа.

  Дает возможность включать в поле зрения учителя и учащихся разнообразные лексемы; ряды слов, относящихся к различным тематическим пластам, словообразовательным типам и разным стилям.

Связывает уроки грамматики, стилистики и уроки литературы.

  Учащиеся определяют конкретное лексическое значение слова, а также его стилистическую функцию.

  Как отмечает А. В. Текучев, лексический разбор необходимо сочетать с синтетической работой учащихся по словообразованию. Также следует привлекать внимание школьников к правилам правописания разбираемых слов.

  Элементы лексического разбора могут быть включены в грамматический разбор.

  Данный вид словарной работы целесообразен при подготовке к изложениям и сочинениям.

3. Этапы словарной подготовки учащихся к изложению (по М. Т. Баранову):

  ✓ рассредоточенная словарная работа — за несколько уроков до проведения изложения;

  ✓ лексико-стилистический анализ исходного текста — на специальном уроке развития речи.

  Для словарной работы из исходного текста учитель отбирает:

  ✓ незнакомые или частично незнакомые школьникам слова;

  ✓ изобразительно-выразительные средства.

4. Словарная подготовка к сочинениям включает:

  ✓ логико-предметную подготовку — работу над лексикой, отражающей содержание;

  ✓ лексико-семантическую подготовку — отбор лексико-стилистических средств.

Упражнения, способствующие обучению школьников выбору слов (по М. Т. Баранову):

  ✓ стилистический эксперимент;

  ✓ анализ образца;

  ✓ творческий диктант;

  ✓ свободный диктант;

  ✓ составление предложений;

  ✓ изложение и сочинение.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 254-258), XXI (С. 152-153).