Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Лексические ошибки и работа над ними на уроках русского языка

1. Типы лексических ошибок:

  ✓ лексико-семантические — нарушение лексических норм:

  • употребление слова в несвойственном ему значении;

  • неправильное сочетание слов;

  • употребление нелитературных слов;

  ✓ лексико-стилистические — нарушение стилистических правил:

  • стилистически необоснованное употребление слова;

  • неоправданное повторение слов;

  • тавтология;

  • словесная напыщенность, ложная красивость.

2. Общие причины лексических ошибок:

  ✓ влияние среды;

  ✓ отсутствие речевых навыков;

  ✓ индивидуальные дефекты речи.

3. Лексические ошибки в тексте выделяются волнистой линией. Примерный план урока работы над ошибками:

  ✓ вступительное слово учителя — общий анализ лексических нарушений;

  ✓ запись на доске типичных примеров:

  ✓ указание вида лексической ошибки;

  ✓ коллективное исправление, поиск оптимального варианта;

  ✓ выполнение упражнений на редактирование предложений и др.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 258-259), XXI (С. 300), XVII (Т. 2. С. 245).