Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Лексические ошибки и работа над ними на уроках русского языка
1. Типы лексических ошибок:
✓ лексико-семантические — нарушение лексических норм:
• употребление слова в несвойственном ему значении;
• неправильное сочетание слов;
• употребление нелитературных слов;
✓ лексико-стилистические — нарушение стилистических правил:
• стилистически необоснованное употребление слова;
• неоправданное повторение слов;
• тавтология;
• словесная напыщенность, ложная красивость.
2. Общие причины лексических ошибок:
✓ влияние среды;
✓ отсутствие речевых навыков;
✓ индивидуальные дефекты речи.
3. Лексические ошибки в тексте выделяются волнистой линией. Примерный план урока работы над ошибками:
✓ вступительное слово учителя — общий анализ лексических нарушений;
✓ запись на доске типичных примеров:
✓ указание вида лексической ошибки;
✓ коллективное исправление, поиск оптимального варианта;
✓ выполнение упражнений на редактирование предложений и др.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 258-259), XXI (С. 300), XVII (Т. 2. С. 245).