Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Обогащение грамматического строя речи учащихся

1. Грамматический строй языка находится в состоянии постоянного движения и развития и подчинен общим законам развития языка.

  На каждом этапе своей истории грамматический строй языка достаточно совершенен и служит формированию и выражению мыслей носителей языка.

  В определенный момент своего развития он представляет собой, с одной стороны, относительно стабильную систему, организованную по строгим и твердым законам; с другой — постоянно и активно функционирует.

2. Т. А. Ладыженская отмечает такие недостатки грамматического строя речи учащихся:

  ✓ неоправданное однообразие используемых конструкций;

  ✓ неумелое, стилистически неоправданное употребление синтаксических конструкций.

3. Обогащение грамматического строя речи учащихся достигается постоянной работой над пониманием словосочетаний и предложений; наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

  Виды упражнений, направленных на обогащение грамматического строя речи учащихся:

  ✓ конструирование (составление) словосочетаний, предложений:

  • по данному образцу;

  • по заданной модели;

  • по графической схеме;

  • на какую-либо тему;

  • на основе изображенного на картинке;

  • на основе личных наблюдений учащихся;

  • на основе впечатлений от прослушанной музыки;

  • на основе содержания отрывка из литературного произведения;

  ✓ замена одних конструкций другими, параллельными (соотносительными);

  ✓ выбор из данных конструкций более совершенной (эти упражнения могут проводиться как редактирование текста);

  ✓ свободные диктанты и изложения с дополнительными заданиями. Методика их проведения:

  • предварительный анализ исходного текста;

  • установка на воспроизведение определенных конструкций;

  ✓ составление текстов с дополнительным речевым заданием.

  Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 18), II (С. 227-228, 259-265), XXIV (С. 113-114).