Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Обогащение грамматического строя речи учащихся
1. Грамматический строй языка находится в состоянии постоянного движения и развития и подчинен общим законам развития языка.
На каждом этапе своей истории грамматический строй языка достаточно совершенен и служит формированию и выражению мыслей носителей языка.
В определенный момент своего развития он представляет собой, с одной стороны, относительно стабильную систему, организованную по строгим и твердым законам; с другой — постоянно и активно функционирует.
2. Т. А. Ладыженская отмечает такие недостатки грамматического строя речи учащихся:
✓ неоправданное однообразие используемых конструкций;
✓ неумелое, стилистически неоправданное употребление синтаксических конструкций.
3. Обогащение грамматического строя речи учащихся достигается постоянной работой над пониманием словосочетаний и предложений; наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Виды упражнений, направленных на обогащение грамматического строя речи учащихся:
✓ конструирование (составление) словосочетаний, предложений:
• по данному образцу;
• по заданной модели;
• по графической схеме;
• на какую-либо тему;
• на основе изображенного на картинке;
• на основе личных наблюдений учащихся;
• на основе впечатлений от прослушанной музыки;
• на основе содержания отрывка из литературного произведения;
✓ замена одних конструкций другими, параллельными (соотносительными);
✓ выбор из данных конструкций более совершенной (эти упражнения могут проводиться как редактирование текста);
✓ свободные диктанты и изложения с дополнительными заданиями. Методика их проведения:
• предварительный анализ исходного текста;
• установка на воспроизведение определенных конструкций;
✓ составление текстов с дополнительным речевым заданием.
Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 18), II (С. 227-228, 259-265), XXIV (С. 113-114).