Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Обучение слушанию

1. Слушание рассматривается в психологии как один из видов речевой деятельности, связанный с развитием у учащихся смыслового восприятия речи.

2. Виды восприятия текста на слух:

  ✓ глобальное — восприятие текста в целом;

  ✓ детальное — осознание узловых моментов текста;

  ✓ критическое — оценочное восприятие текста.

3. Навыки слушания тесным образом связываются с уровнем развития у учащихся их речевого слуха. который является одним из существенно важных условий развития устной речи.

  Под развитием речевого слуха обычно понимается развитие способностей, умений и навыков слушающего через элементы речевой интонации воспринимать мысли и чувства говорящего и читающего, а также развитие способностей, умений и навыков читающего и говорящего через эти же элементы передавать мысли и чувства слушающему (А. Ф. Ломизов).

  Развитие речевого слуха — предмет постоянной заботы учителя русского языка. Ухо ученика должно привыкнуть почти автоматически регистрировать неправильно построенную речь, предложение, ошибки в построении речи, неуместный стиль и, наконец, случаи нарушения норм литературного произношения.

  Речевой слух играет значительную роль при обучении орфографии, пунктуации, выразительному чтению.

4. Обучение слушанию зависит от степени развитости речевого слуха и памяти; наличия внимания, интереса и условий восприятия звучащего текста и его лингвистических особенностей.

  К условиям восприятия относят:

  ✓ темп речевых сообщений;

  ✓ наличие опор и ориентиров, облегчающих понимание и подкрепляющих звучащую речь (интонации, языковых штампов, мимики, жестов, схем, картин и пр.);

  ✓ количество предъявлений звучащего текста и его объем.

  Рекомендуется с начала обучения приближаться к нормальному темпу речи — 120 слов в минуту. Количество предъявлений звучащего текста зависит от характера работы с данным текстом и его трудностей.

  Подготовительные упражнения предназначены для предварительного снятия лингвистических и психологических трудностей.

  К лингвистическим трудностям относятся:

  ✓ соотнесение звуковых образов с семантикой слов;

  ✓ умение догадаться о значении слова в новом контексте и др. Психологические трудности:

  ✓ умение преодолевать шумовые помехи;

  ✓ прогнозировать содержание и др.

  Речевые упражнения формируют умения:

  ✓ членить текст на смысловые отрезки;

  ✓ выделять наиболее информативные части сообщения;

  ✓ усваивать основную идею прослушанного;

  ✓ давать ей оценку.

5. Виды работ по развитию умения слушать:

  ✓ повторение высказанной учителем установки-задания;

  ✓ запись опорных слов;

  ✓ составление набросков плана;

  ✓ конспектирование, составление тезисов;

  ✓ кодирование (символическое изображение) информации;

  ✓ многократное прослушивание магнитофонной записи.

  Использованные источники (см. список литературы): XVII (Т. 1. С. 370, Т. 2. С. 245), II (С. 267-270), XXI (С. 343-344).