Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Обучение чтению

1. Чтение — один из видов речевой деятельности, направленный на осмысление зрительно воспринимаемой информации.

  Основные компоненты чтения:

  ✓ восприятие текста;

  ✓ активная переработка информации.

2. Восприятие читаемой информации зависит:

  ✓ от удобочитаемости текста;

  ✓ его расположения. Например, текст на странице, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом. Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем вдут левый верхний угол доски (27%), правый нижний (23%) и левый нижний углы (16%);

  ✓ цвета бумаги;

  ✓ способа печати;

  ✓ цветового фона. Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне.

  Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти.

  Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.

  При чтении информация лучше запоминается, чем со слуха. Восприятие материала зависит от готовности восприятия его определенным образом, ожиданий воспринимающего.

  Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты.

3. Цель обучения чтению — научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи (И. А. Ипполитова).

  Черты хорошего (зрелого) чтения:

  ✓ высокая скорость чтения (про себя);

  ✓ гибкость чтения (умение читать с разной скоростью). Коммуникативная задача — установка на то, с какой целью осуществляется чтение.

  Выделяются следующие функции чтения:

  ✓ познавательная (получение информации);

  ✓ регулятивная (управление практической деятельностью учащихся);

  ✓ ценностно-ориентационная (воздействие на эмоциональную сферу человека).

4. Современная методика выделяет три вида чтения:

  ✓ ознакомительное;

  ✓ изучающее;

  ✓ просмотровое (поисковое).

  Виды чтения различаются по результату деятельности (характеру понимания) и по процессам ее протекания (С. К. Фоломкина).

  При ознакомительном чтении внимание читающего сосредотачивается преимущественно на основной информации. Этот вид чтения осуществляется про себя со скоростью не менее 450 знаков в минуту и требует понимания не менее 70% фактов.

  Изучающее чтение направлено на понимание и критическое осмысление всей информации текста, поскольку предполагается ее дальнейшее использование в других видах деятельности.

  Внимание читающего при просмотровом чтении направлено на поиск нужных источников для последующего извлечения информации.

  Принято выделять две стороны чтения:

  ✓ технику;

  ✓ понимание прочитанного.

5. Приемы самостоятельной работы с печатными источниками:

  ✓ конспектирование — краткое изложение, краткая запись прочитанного;

  ✓ составление тана текста — разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливайте их;

  ✓ тезирование — краткое изложение основных мыслей — тезисов — прочитанного текста;

  ✓ цитирование — дословные выдержки из текста с указанием выходных данных цитируемого издания;

  ✓ аннотирование — краткое свернутое изложение содержания, прочитанного без потери существенного смысла;

  ✓ рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному;

  ✓ составление справки — подборки сведений, полученных в результате поиска;

  ✓ составление формально-логической модели — словесно-схематическое изображение прочитанного;

  ✓ составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

  ✓ составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 276-278), XVII (Т. 1. С. 370, Т. 2. С. 245), XVI (С. 370-371), XX (С. 497498).