Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Обучение чтению
1. Чтение — один из видов речевой деятельности, направленный на осмысление зрительно воспринимаемой информации.
Основные компоненты чтения:
✓ восприятие текста;
✓ активная переработка информации.
2. Восприятие читаемой информации зависит:
✓ от удобочитаемости текста;
✓ его расположения. Например, текст на странице, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом. Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем вдут левый верхний угол доски (27%), правый нижний (23%) и левый нижний углы (16%);
✓ цвета бумаги;
✓ способа печати;
✓ цветового фона. Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне.
Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти.
Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.
При чтении информация лучше запоминается, чем со слуха. Восприятие материала зависит от готовности восприятия его определенным образом, ожиданий воспринимающего.
Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты.
3. Цель обучения чтению — научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи (И. А. Ипполитова).
Черты хорошего (зрелого) чтения:
✓ высокая скорость чтения (про себя);
✓ гибкость чтения (умение читать с разной скоростью). Коммуникативная задача — установка на то, с какой целью осуществляется чтение.
Выделяются следующие функции чтения:
✓ познавательная (получение информации);
✓ регулятивная (управление практической деятельностью учащихся);
✓ ценностно-ориентационная (воздействие на эмоциональную сферу человека).
4. Современная методика выделяет три вида чтения:
✓ ознакомительное;
✓ изучающее;
✓ просмотровое (поисковое).
Виды чтения различаются по результату деятельности (характеру понимания) и по процессам ее протекания (С. К. Фоломкина).
При ознакомительном чтении внимание читающего сосредотачивается преимущественно на основной информации. Этот вид чтения осуществляется про себя со скоростью не менее 450 знаков в минуту и требует понимания не менее 70% фактов.
Изучающее чтение направлено на понимание и критическое осмысление всей информации текста, поскольку предполагается ее дальнейшее использование в других видах деятельности.
Внимание читающего при просмотровом чтении направлено на поиск нужных источников для последующего извлечения информации.
Принято выделять две стороны чтения:
✓ технику;
✓ понимание прочитанного.
5. Приемы самостоятельной работы с печатными источниками:
✓ конспектирование — краткое изложение, краткая запись прочитанного;
✓ составление тана текста — разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливайте их;
✓ тезирование — краткое изложение основных мыслей — тезисов — прочитанного текста;
✓ цитирование — дословные выдержки из текста с указанием выходных данных цитируемого издания;
✓ аннотирование — краткое свернутое изложение содержания, прочитанного без потери существенного смысла;
✓ рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному;
✓ составление справки — подборки сведений, полученных в результате поиска;
✓ составление формально-логической модели — словесно-схематическое изображение прочитанного;
✓ составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;
✓ составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 276-278), XVII (Т. 1. С. 370, Т. 2. С. 245), XVI (С. 370-371), XX (С. 497498).