Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Речевая деятельность в психологическом аспекте

1. В психологическом аспекте различают два основных вида речи:

  ✓ внешняя;

  ✓ внутренняя.

  Внешняя речь включает:

  ✓ речь устную — диалогическую и монологическую;

  ✓ речь письменную.

2. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая.

  Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия. Разговаривающие при этом воздействуют друг на друга не только речевыми средствами, но и жестами, мимикой.

  Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

3. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно мимическое и текстовое воздействие оказывает выступающий.

  В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона.

  Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении.  Выступающий должен грамматически правильно строить предложения. Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной.

  Выразительность создается:

  ✓ языковыми средствами — умением употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которая наиболее точно передает замысел говорящего;

  ✓ неязыковыми средствами — интонацией, системой пауз, произношением какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией.

4. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

  Все это налагает дополнительные требования на использование языковых средств в письменной речи.

  Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживание читателя в текст.

5. Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

  Для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность.

  Внутренняя речь ситуативна; формируется на основе внешней.

  Использованные источники (см. список литературы): XX (С. 119, 122, 124), VI (С. 74-76).