Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Речевая деятельность в психологическом аспекте
1. В психологическом аспекте различают два основных вида речи:
✓ внешняя;
✓ внутренняя.
Внешняя речь включает:
✓ речь устную — диалогическую и монологическую;
✓ речь письменную.
2. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая.
Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия. Разговаривающие при этом воздействуют друг на друга не только речевыми средствами, но и жестами, мимикой.
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
3. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно мимическое и текстовое воздействие оказывает выступающий.
В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона.
Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Выступающий должен грамматически правильно строить предложения. Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной.
Выразительность создается:
✓ языковыми средствами — умением употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которая наиболее точно передает замысел говорящего;
✓ неязыковыми средствами — интонацией, системой пауз, произношением какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией.
4. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Все это налагает дополнительные требования на использование языковых средств в письменной речи.
Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживание читателя в текст.
5. Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность.
Внутренняя речь ситуативна; формируется на основе внешней.
Использованные источники (см. список литературы): XX (С. 119, 122, 124), VI (С. 74-76).