Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Содержание работы по развитию связной речи школьников
1. Связная речь — это, с одной стороны, определенный результат акта коммуникации (Т. А. Ладыженская), с другой — процесс (речевая деятельность).
В широком смысле под термином "связная речь” понимается любая единица речи, характеризующаяся тем, что входящие в нее составные языковые компоненты представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
В узком понимании — это такая речь, которая расчленяется на более или менее значительные отрезки и предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой) конструктивной (структурной) связи ее частей (А. В. Текучев).
2. Уровень развития речи учащихся определяется на основе следующих критериев:
✓ объем высказывания (количество лексем и предложений);
✓ количество подтем (минитем), их соответствие теме и замыслу высказывания, степень развернутости (смысловые компоненты, их объем);
✓ наличие определенных языковых средств;
✓ разнообразие словаря, синтаксических конструкций и т. д.;
✓ среднее число слов в предложении;
✓ количество смысловых, лексических, синтаксических и других ошибок и недочетов;
✓ темп высказывания;
✓ количество случаев прерывистости устной речи, их характер и др.
3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме — одно из основных направлений в развитии речи учащихся.
Развитие связной речи предполагает:
✓ работу над содержанием, построением, языковым оформлением высказываний (при выполнении специальных упражнений, при подготовке изложений и сочинений);
✓ формирование и совершенствование следующих умений:
• анализировать тему;
• уточнять ее границы;
• определять основную мысль;
• составлять план;
• систематизировать материалы;
• правильно отбирать языковые средства;
✓ совершенствование связной устной речи учащихся;
✓ предупреждение и устранение различных языковых ошибок;
✓ формирование навыков выразительного чтения;
✓ совершенствование речевого слуха учащихся.
4. На уроках русского языка учащиеся осваивают речеведческие знания и овладевают соответствующими умениями на основе программных требований.
Общие коммуникативные (коммуникативно-речевые) умения необходимы при создании любого речевого произведения.
5. Основные недостатки ученических высказываний:
✓ устных и письменных.
• расширение или сужение темы высказывания; "уход" от предложенной темы; перегрузка высказывания подробностями;
• отсутствие замысла, основной мысли высказывания или неумение раскрыть ее в полной мере;
• неумение отобрать нужный для высказывания материал и систематизировать его;
• отсутствие связи между частями высказывания;
• несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче и адресату высказывания, условиям обучения; неоправданное нарушение стилевого единства текста;
✓ устной монологической речи:
• прерывистость;
• интонационная нерасчлененность речи;
• отсутствие интонации целого текста;
• интонационный монотон.
Указанные выше недостатки можно преодолеть в результате целенаправленной, организованной работы по развитию связной речи учащихся.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 278-283), XVII (Т. 2. С. 245), XIV (С. 18-19), XXI (С. 312-313).