Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Содержание работы по развитию связной речи школьников

1. Связная речь — это, с одной стороны, определенный результат акта коммуникации (Т. А. Ладыженская), с другой — процесс (речевая деятельность).

  В широком смысле под термином "связная речь” понимается любая единица речи, характеризующаяся тем, что входящие в нее составные языковые компоненты представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

В узком понимании — это такая речь, которая расчленяется на более или менее значительные отрезки и предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой) конструктивной (структурной) связи ее частей (А. В. Текучев).

2. Уровень развития речи учащихся определяется на основе следующих критериев:

  ✓ объем высказывания (количество лексем и предложений);

  ✓ количество подтем (минитем), их соответствие теме и замыслу высказывания, степень развернутости (смысловые компоненты, их объем);

  ✓ наличие определенных языковых средств;

  ✓ разнообразие словаря, синтаксических конструкций и т. д.;

  ✓ среднее число слов в предложении;

  ✓ количество смысловых, лексических, синтаксических и других ошибок и недочетов;

  ✓ темп высказывания;

  ✓ количество случаев прерывистости устной речи, их характер и др.

3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме — одно из основных направлений в развитии речи учащихся.

Развитие связной речи предполагает:

  ✓ работу над содержанием, построением, языковым оформлением высказываний (при выполнении специальных упражнений, при подготовке изложений и сочинений);

  ✓ формирование и совершенствование следующих умений:

• анализировать тему;

• уточнять ее границы;

• определять основную мысль;

• составлять план;

• систематизировать материалы;

• правильно отбирать языковые средства;

  ✓ совершенствование связной устной речи учащихся;

  ✓ предупреждение и устранение различных языковых ошибок;

  ✓ формирование навыков выразительного чтения;

  ✓ совершенствование речевого слуха учащихся.

4. На уроках русского языка учащиеся осваивают речеведческие знания и овладевают соответствующими умениями на основе программных требований.

  Общие коммуникативные (коммуникативно-речевые) умения необходимы при создании любого речевого произведения.

5. Основные недостатки ученических высказываний:

  ✓ устных и письменных.

  • расширение или сужение темы высказывания; "уход" от предложенной темы; перегрузка высказывания подробностями;

  • отсутствие замысла, основной мысли высказывания или неумение раскрыть ее в полной мере;

  • неумение отобрать нужный для высказывания материал и систематизировать его;

  • отсутствие связи между частями высказывания;

  • несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче и адресату высказывания, условиям обучения; неоправданное нарушение стилевого единства текста;

  ✓ устной монологической речи:

  • прерывистость;

  • интонационная нерасчлененность речи;

  • отсутствие интонации целого текста;

  • интонационный монотон.

  Указанные выше недостатки можно преодолеть в результате целенаправленной, организованной работы по развитию связной речи учащихся.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 278-283), XVII (Т. 2. С. 245), XIV (С. 18-19), XXI (С. 312-313).