Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Приемы работы по развитию связной речи учащихся
1. Основные приемы работы по развитию связной речи учащихся:
✓ анализ текстов;
✓ составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;
✓ редактирование текстов;
✓ установка на определенную речевую ситуацию;
✓ обсуждение первых вариантов высказываний и др.
2. Группы заданий, организующих интеллектуально-речевую деятельность учащихся:
✓ задания аналитического характера по готовому тексту (например, определите основную мысль высказывания, сформулированную автором; выделите текст, содержащий доказательство, и др.);
✓ аналитико-синтетического характера по готовому тексту (с созданием на базе готового текста элементов нового текста);
✓ на переработку готового текста (с различными вариантами его совершенствования и модификации);
✓ требующие создания нового текста на основе данного (с различными вариантами его изложения);
✓ требующие создания оригинального текста (высказывания).
Указанные выше задания сочетаются между собой, объединяются общей речевой задачей.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 283-284). XVII (Т. 2. С. 246).