Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Методика изложений

1. Изложение (пересказ) — вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).

  Изложение может рассматриваться в качестве переходной формы связной речи от ответов на вопросы к самостоятельным высказываниям, в школьных условиях принимающей форму сочинений в их различных вариантах.

  Изложение способствует развитию памяти, логического мышления; обогащению речи словами и оборотами литературного языка.

2. Требования к исходному тексту:

  ✓ он должен быть доступным и понятным учащимся;

  ✓ соответствовать уровню их развития;

  ✓ обладать познавательным и воспитательным потенциалом;

  ✓ иметь объем, необходимый для воспроизведения;

  ✓ удовлетворять требованиям литературного языка.

3. Основные виды изложений:

  ✓ по цели —

  • обучающие;

  • контрольные;

  ✓ по месту оформления работы —

  • классные;

  • домашние;

  ✓ по форме словесного выражения —

  • устные;

  • письменные;

  ✓ по отношению к объему исходного текста —

  • подробные (приближенные к излагаемому текста);

  • сжатые (передача основных положений исходного текста);

  ✓ по отношению к содержанию исходного текста —

  • полные (содержание исходного текста передаются полностью);

  • выборочные (воспроизведение одной из подтем);

  ✓ с дополнительным заданием (ответ на вопрос, высказывание своего мнения; дописать — начало, конец, ввести в текст другие элементы);

  ✓ по восприятию исходного текста —

  • изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста;

  • изложение услышанного, воспринятого на слух текста;

  • изложение воспринятого и на слух, и зрительного текста;

  ✓ по степени знакомства с исходным текстом —

  • изложение незнакомого текста (впервые воспринимаемого);

  • изложение знакомого текста (известного ранее);

  ✓ по осложненности языковым заданием — изложение с лексическим, грамматическим, стилистическим и другими заданиями: изменение формы лица, времени, наклонения; различаются —

  • замена лица рассказчика и замена формы лица рассказчика;

  • употребление в изложении опрееленных конструкций.

  Возможны и другие виды изложений — по тематике исходных текстов, их жанрово-композиционным особенностям.

4. Основные этапы работы над обучающими изложениями (5 — 9 классы):

  ✓ уточнение речевой задачи;

  ✓ вступительное слово об авторе и произведении (при необходимости);

  ✓ чтение текста учителем или прослушивание записи исходного текста;

  ✓ определение темы и основной мысли текста;

  ✓ анализ его содержания и структуры, словарная работа, анализ языковых особенностей;

  ✓ повторное чтение или прослушивание.

5. Успех работы над изложением определяется уровнем предварительной подготовки учащихся, которая может быть рассредоточена по времени (за несколько уроков до написания изложения) или осуществляться на специальном уроке развития речи.

  По мере совершенствования навыков учащихся в изложении рекомендуется постепенно сокращать подготовительный этап; а также давать для пересказа более сложные по содержанию и языку тексты, увеличивать их объем, осложнять дополнительными лексическими или грамматическими заданиями.

  На ранних этапах работы над изложением более эффективной является коллективная форма пересказа под руководством учителя.

  Можно использовать следующие упражнения для подготовки учащихся к изложениям:

  ✓ ответы на вопросы выдержками из текста (цитатами);

  ✓ передача прочитанных предложений другими словами;

  ✓ превращение одних типов предложений в другие;

  ✓ замена повествовательных и описательных текстов диалогической речью;

  ✓ сокращение текстов по примеру;

  ✓ свободный и творческий диктанты как переходные формы к изложению и сочинению;

  ✓ письменные ответы на вопросы;

  ✓ составление предложений на определенную тему.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 284-287), XVII (Т. I. С. 347), XXI (С. 325-331), XVI (С. 168).