Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Методика сочинений

1. Сочинение — это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания.

  Школьное сочинение — вид творческого задания, создание учащимися текста определенного типа, стиля, композиционной формы.

2. Сочинения среди других видов работы по русскому языку занимают исключительно важное место. В них с наибольшей силой и выразительностью отражается внутренний мир ученика: по сочинениям можно проследить развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношение к жизни.

  Сочинение дает возможность судить о знании учеником фактического материала, об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.

  С помощью сочинений:

  ✓ происходит осмысление изучаемого;

  ✓ совершенствуются стиль, выразительность композиция связных высказываний.

  В соответствии с программой в начальной школе ученики овладевают умением создавать сочинение-повествование с элементами описания и рассуждения.

  В среднем звене школы проводится целенаправленная работа по обучению умению создавать различные по содержанию, структуре, стилю типы текстов.

3. Сочинения различаются (по Т. А. Ладыженской):

  ✓ по тематике (содержанию) —

  • сочинения на темы изучаемых учебных предметов;

  • на темы из жизни (свободные);

  • на основе изучения художественных произведений или знакомства с ними — такие сочинения занимают на уроках литературы особое место, так как основываются на умении анализировать произведение, требуют начальных литературоведческих знаний и навыков;

  ✓ пo типу создаваемых текстов —

  • сочинения-повествования;

  • описания;

  • рассуждения;

  • сочинение-рассказ;

  • заметка;

  • статья в газету;

  • репортаж;

  • портретный очерк и т. д.;

  ✓ по форме и стилю речи:

  • устные;

  • письменные;

  • на основе разговорного и книжного стилей;

  ✓ по источнику получения материала —

  • на основе жизненного опыта;

  • прочитанного;

  • различных художественных произведений.

  В сочинении может быть использован как один, так и несколько источников.

  Источники психологического характера:

  ✓ память;

  ✓ опыт;

  ✓ сложившиеся представления;

  ✓ наблюдательность;

  ✓ воображение.

  Сочинение может быть осложнено дополнительным заданием:

  ✓ лексическим;

  ✓ грамматическим;

  ✓ стилистическим и др.

4. Процесс подготовки к сочинению, как правило, рассредоточен по времени.

  Подготовка к очередному сочинению может состоять в работе:

  ✓ над словарем, имеющим целью вооружить учащихся необходимой для выполнения сочинения тематически подобранной лексикой;

  ✓ над предложением;

  ✓ над орфографией и пунктуацией.

  Учитель знакомит школьников с особенностями текста, который предстоит им создать; раскрывает существо литературоведческих и речеведческих понятий. С этой целью используются анализ содержания, структуры, языка текстов-образцов; составление композиционных схем и т. п.

5. Учитель, оценивая сочинения учащихся, принимает во внимание уровень овладения умением создавать тот или иной текст.

  За сочинение ставятся две отметки:

  ✓ за содержание и речевое оформление;

  ✓ грамотность.

  Содержание и речевое оформление оцениваются с точки зрения:

  ✓ соответствия высказывания теме;

  ✓ достоверности, точности излагаемого, его соответствия жизненной правде;

  ✓ последовательности высказывания;

  ✓ точности, богатства, разнообразия языковых средств;

  ✓ стилевого единства и выразительности речи.

  Анализ сочинений подготавливает учащихся к необходимой переработке созданного текста, а также к работе над новым сочинением.

  Использованные источники (см. список литературы): XVII (Т. 2. С. 365), II (С. 287-292), XXI (С. 331-337), XVI (С. 418).