Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Методика сочинений
1. Сочинение — это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания.
Школьное сочинение — вид творческого задания, создание учащимися текста определенного типа, стиля, композиционной формы.
2. Сочинения среди других видов работы по русскому языку занимают исключительно важное место. В них с наибольшей силой и выразительностью отражается внутренний мир ученика: по сочинениям можно проследить развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношение к жизни.
Сочинение дает возможность судить о знании учеником фактического материала, об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.
С помощью сочинений:
✓ происходит осмысление изучаемого;
✓ совершенствуются стиль, выразительность композиция связных высказываний.
В соответствии с программой в начальной школе ученики овладевают умением создавать сочинение-повествование с элементами описания и рассуждения.
В среднем звене школы проводится целенаправленная работа по обучению умению создавать различные по содержанию, структуре, стилю типы текстов.
3. Сочинения различаются (по Т. А. Ладыженской):
✓ по тематике (содержанию) —
• сочинения на темы изучаемых учебных предметов;
• на темы из жизни (свободные);
• на основе изучения художественных произведений или знакомства с ними — такие сочинения занимают на уроках литературы особое место, так как основываются на умении анализировать произведение, требуют начальных литературоведческих знаний и навыков;
✓ пo типу создаваемых текстов —
• сочинения-повествования;
• описания;
• рассуждения;
• сочинение-рассказ;
• заметка;
• статья в газету;
• репортаж;
• портретный очерк и т. д.;
✓ по форме и стилю речи:
• устные;
• письменные;
• на основе разговорного и книжного стилей;
✓ по источнику получения материала —
• на основе жизненного опыта;
• прочитанного;
• различных художественных произведений.
В сочинении может быть использован как один, так и несколько источников.
Источники психологического характера:
✓ память;
✓ опыт;
✓ сложившиеся представления;
✓ наблюдательность;
✓ воображение.
Сочинение может быть осложнено дополнительным заданием:
✓ лексическим;
✓ грамматическим;
✓ стилистическим и др.
4. Процесс подготовки к сочинению, как правило, рассредоточен по времени.
Подготовка к очередному сочинению может состоять в работе:
✓ над словарем, имеющим целью вооружить учащихся необходимой для выполнения сочинения тематически подобранной лексикой;
✓ над предложением;
✓ над орфографией и пунктуацией.
Учитель знакомит школьников с особенностями текста, который предстоит им создать; раскрывает существо литературоведческих и речеведческих понятий. С этой целью используются анализ содержания, структуры, языка текстов-образцов; составление композиционных схем и т. п.
5. Учитель, оценивая сочинения учащихся, принимает во внимание уровень овладения умением создавать тот или иной текст.
За сочинение ставятся две отметки:
✓ за содержание и речевое оформление;
✓ грамотность.
Содержание и речевое оформление оцениваются с точки зрения:
✓ соответствия высказывания теме;
✓ достоверности, точности излагаемого, его соответствия жизненной правде;
✓ последовательности высказывания;
✓ точности, богатства, разнообразия языковых средств;
✓ стилевого единства и выразительности речи.
Анализ сочинений подготавливает учащихся к необходимой переработке созданного текста, а также к работе над новым сочинением.
Использованные источники (см. список литературы): XVII (Т. 2. С. 365), II (С. 287-292), XXI (С. 331-337), XVI (С. 418).