Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Развитие устной речи учащихся

1. Работа над устной речью должна идти параллельно с работой по развитию письменной и пронизывать все занятия русским языком. Необходимо:

  ✓ учить школьников слушанию речи других;

  ✓ развивать у учащихся речевой слух;

  ✓ формировать умения и навыки выразительного чтения, литературного произношения.

  У учителя всегда есть возможность следить за правильностью произношения, строя речи; за логичностью и содержательностью ответа ученика.

  Школа обязана дать учащимся навыки публичных выступлений, некоторые советы о подготовке их, а также возможность потренироваться в таких выступлениях под руководством учителя.

  Речь учителя (рассказ, объяснение, беседа) должна быть образцом для учащихся.

  При этом обращается внимание на различия в характере выступления, особенности тона, эмоциональность, построение в зависимости от его целей.

2. Устный ответ учащегося может быть:

  ✓ кратким — состоящим из одной только фразы, определения, формулы;

  ✓ развернутым — с изложением какой-либо сложной мысли; рассказом об изученном явлении, предмете и т. д.

  Различаются следующие типы устных ответов учащихся на уроке русского языка:

  ✓ развернутые ответы по грамматике;

  ✓ творческие высказывания.

  Творческие высказывания в устной форме — это пересказы различного рода и разной степени трудности:

  ✓ рассказывание;

  ✓ устное рисование;

  ✓ публичные выступления.

  Пересказы в разных вариантах проводятся в школе на всех ступенях обучения.

  Рассказывание как разновидность устного высказывания требует от учащихся творческих усилий и большей степени самостоятельности.

  Устное рисование имеет целью развитие у учащихся творческого воображения, навыков воспроизведения увиденного, услышанного, пережитого и умения передать это слушателям в словесных красках, соответствующих тому, что себе представляет говорящий.

  Сочинения по аналогии (или подобный рассказ) — разновидность творческого рассказывания.

  Публичные выступления, заранее подготовленные, могут быть посвящены различным темам (литературным, моральным, политическим, философским и т. д.).

3. Выразительность устной речи достигается в результате усвоения ряда умений и навыков'.

  ✓ овладение учащимися звуковой системой языка в целом; умение правильно и отчетливо произнести каждый звук в отдельности в самых различных сочетаниях и позициях в соответствии с нормами литературного языка;

  ✓ умение правильно находить логическое ударение в предложении;

  ✓ овладение навыками правильного употребления интонации, умение определять нужный темп (скорость) речи.

  Различают выразительность логическую и эмоционально-образную. Приемы обучения выразительной устной речи:

  ✓ выделение ритмико-мелодической стороны речи (интонация) при изучении языковых явлений;

  ✓ коллективное слушание записей мастеров художественного слова;

  ✓ анализ цельного текста с установлением совокупности тех средств выразительности, которые необходимо использовать при его произнесении наизусть или чтении вслух;

  ✓ использование наглядных пособий с иллюстрациями отдельных элементов выразительной речи и упражнениями над интонацией.

  Выразительное чтение — чтение вслух, в котором передается идейно-образное содержание текста при соблюдении норм литературного произношения.

  Выразительное чтение рассматривается как следствие и важный показатель сознательности чтения и отвечает следующим требованиям:

  ✓ достаточная громкость, четкость и правильность произношения;

  ✓ ясная передача мыслей автора;

  ✓ выявление в чтении чувств и настроений, содержащихся в тексте; основных черт характера; мотивов поведения и взаимоотношений героев произведения.

  Работа по выразительному чтению требует создания в классе соответствующего психологического климата.

  Обучая школьников выразительному чтению, учитель использует:

  ✓ показ;

  ✓ сопоставление;

  ✓ устный рисунок;

  ✓ хоровое чтение;

  ✓ чтение в лицах и др.

4. Пути усвоения школьниками литературного произношения:

  ✓ непосредственное подражание учащихся речи окружающих, владеющих нормами литературного произношения;

  ✓ сознательное и постепенное (в определенной системе) усвоение норм литературного языка в результате обучения.

  Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 340-355), XVII (Т. 1. С. 179-180), XVI (С. 81-82), VI (С. 77- 79).