Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Развитие устной речи учащихся
1. Работа над устной речью должна идти параллельно с работой по развитию письменной и пронизывать все занятия русским языком. Необходимо:
✓ учить школьников слушанию речи других;
✓ развивать у учащихся речевой слух;
✓ формировать умения и навыки выразительного чтения, литературного произношения.
У учителя всегда есть возможность следить за правильностью произношения, строя речи; за логичностью и содержательностью ответа ученика.
Школа обязана дать учащимся навыки публичных выступлений, некоторые советы о подготовке их, а также возможность потренироваться в таких выступлениях под руководством учителя.
Речь учителя (рассказ, объяснение, беседа) должна быть образцом для учащихся.
При этом обращается внимание на различия в характере выступления, особенности тона, эмоциональность, построение в зависимости от его целей.
2. Устный ответ учащегося может быть:
✓ кратким — состоящим из одной только фразы, определения, формулы;
✓ развернутым — с изложением какой-либо сложной мысли; рассказом об изученном явлении, предмете и т. д.
Различаются следующие типы устных ответов учащихся на уроке русского языка:
✓ развернутые ответы по грамматике;
✓ творческие высказывания.
Творческие высказывания в устной форме — это пересказы различного рода и разной степени трудности:
✓ рассказывание;
✓ устное рисование;
✓ публичные выступления.
Пересказы в разных вариантах проводятся в школе на всех ступенях обучения.
Рассказывание как разновидность устного высказывания требует от учащихся творческих усилий и большей степени самостоятельности.
Устное рисование имеет целью развитие у учащихся творческого воображения, навыков воспроизведения увиденного, услышанного, пережитого и умения передать это слушателям в словесных красках, соответствующих тому, что себе представляет говорящий.
Сочинения по аналогии (или подобный рассказ) — разновидность творческого рассказывания.
Публичные выступления, заранее подготовленные, могут быть посвящены различным темам (литературным, моральным, политическим, философским и т. д.).
3. Выразительность устной речи достигается в результате усвоения ряда умений и навыков'.
✓ овладение учащимися звуковой системой языка в целом; умение правильно и отчетливо произнести каждый звук в отдельности в самых различных сочетаниях и позициях в соответствии с нормами литературного языка;
✓ умение правильно находить логическое ударение в предложении;
✓ овладение навыками правильного употребления интонации, умение определять нужный темп (скорость) речи.
Различают выразительность логическую и эмоционально-образную. Приемы обучения выразительной устной речи:
✓ выделение ритмико-мелодической стороны речи (интонация) при изучении языковых явлений;
✓ коллективное слушание записей мастеров художественного слова;
✓ анализ цельного текста с установлением совокупности тех средств выразительности, которые необходимо использовать при его произнесении наизусть или чтении вслух;
✓ использование наглядных пособий с иллюстрациями отдельных элементов выразительной речи и упражнениями над интонацией.
Выразительное чтение — чтение вслух, в котором передается идейно-образное содержание текста при соблюдении норм литературного произношения.
Выразительное чтение рассматривается как следствие и важный показатель сознательности чтения и отвечает следующим требованиям:
✓ достаточная громкость, четкость и правильность произношения;
✓ ясная передача мыслей автора;
✓ выявление в чтении чувств и настроений, содержащихся в тексте; основных черт характера; мотивов поведения и взаимоотношений героев произведения.
Работа по выразительному чтению требует создания в классе соответствующего психологического климата.
Обучая школьников выразительному чтению, учитель использует:
✓ показ;
✓ сопоставление;
✓ устный рисунок;
✓ хоровое чтение;
✓ чтение в лицах и др.
4. Пути усвоения школьниками литературного произношения:
✓ непосредственное подражание учащихся речи окружающих, владеющих нормами литературного произношения;
✓ сознательное и постепенное (в определенной системе) усвоение норм литературного языка в результате обучения.
Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 340-355), XVII (Т. 1. С. 179-180), XVI (С. 81-82), VI (С. 77- 79).