Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку
1. Контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Проверка — составной компонент контроля, выявление и измерение знаний, умений, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и опенку (как результат) проверки.
Основой для оценивания успеваемости учащихся являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности.
Оценка — средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.
Принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся:
✓ объективность;
✓ систематичность;
✓ наглядность (гласность).
Функции контроля:
✓ собственно контролирующая;
✓ обучающая (осознание учащимися своих ошибок и причин их появления);
✓ воспитательная (объективная оценка знаний школьников). Система проверки состоит из следующих звеньев:
✓ предварительное выявление уровня знаний обучаемых;
✓ текущая проверка знаний в процессе усвоения каждой изучаемой темы (основная функция — обучающая);
✓ повторная проверка (способствует упрочению знаний);
✓ периодическая проверка (по целому разделу или значительной теме курса);
✓ итоговая проверка и учет (проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года).
Специальным видом является комплексная проверка (с ее помощью диагностируется способность учащихся применять получаемые знания и умения для решения практических задач).
2. Понимание теоретического материала проверяется в процессе воспроизведения его учащимися путем выполнения практических заданий.
Для этого используются:
✓ рассказ ученика;
✓ ответы учащихся на вопросы учителя;
✓ подбор слов и составление словосочетаний и предложений учащимися и их анализ.
3. Организационными формами проверки знаний учащихся являются:
✓ фронтальный опрос (групповой);
✓ индивидуальный опрос (эффективная форма проверки знаний).
Опрос — составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.
Имеет целью контроль, закрепление пройденного материала, подготовку к восприятию новых знаний, активизацию всего учебного процесса в целом.
При опросе учитель руководствуется задачей равномерно накапливать оценки знаний учащихся и вместе с тем побуждать к работе недостаточно подготовленных и прилежных.
4. Рекомендуется учитывать при оценивании устного ответа учащихся следующее:
✓ полноту и правильность ответа;
✓ степень осознанности, понимания изученного;
✓ языковое оформление ответа.
5. В современных условиях распространена тестовая проверка знаний:
Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Использованные источники (см. список литературы): II (С. 293-300), Х (Кн. I. С. 547-552, 558), XVI (С. 296), I (С. 276).