Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку

1. Контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

  Проверка — составной компонент контроля, выявление и измерение знаний, умений, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

  Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и опенку (как результат) проверки.

  Основой для оценивания успеваемости учащихся являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности.

  Оценка — средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.

  Принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся:

  ✓ объективность;

  ✓ систематичность;

  ✓ наглядность (гласность).

  Функции контроля:

  ✓ собственно контролирующая;

  ✓ обучающая (осознание учащимися своих ошибок и причин их появления);

  ✓ воспитательная (объективная оценка знаний школьников). Система проверки состоит из следующих звеньев:

  ✓ предварительное выявление уровня знаний обучаемых;

  ✓ текущая проверка знаний в процессе усвоения каждой изучаемой темы (основная функция — обучающая);

  ✓ повторная проверка (способствует упрочению знаний);

  ✓ периодическая проверка (по целому разделу или значительной теме курса);

  ✓ итоговая проверка и учет (проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года).

  Специальным видом является комплексная проверка (с ее помощью диагностируется способность учащихся применять получаемые знания и умения для решения практических задач).

2. Понимание теоретического материала проверяется в процессе воспроизведения его учащимися путем выполнения практических заданий.

  Для этого используются:

  ✓ рассказ ученика;

  ✓ ответы учащихся на вопросы учителя;

  ✓ подбор слов и составление словосочетаний и предложений учащимися и их анализ.

3. Организационными формами проверки знаний учащихся являются:

  ✓ фронтальный опрос (групповой);

  ✓ индивидуальный опрос (эффективная форма проверки знаний).

  Опрос — составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.

  Имеет целью контроль, закрепление пройденного материала, подготовку к восприятию новых знаний, активизацию всего учебного процесса в целом.

  При опросе учитель руководствуется задачей равномерно накапливать оценки знаний учащихся и вместе с тем побуждать к работе недостаточно подготовленных и прилежных.

4. Рекомендуется учитывать при оценивании устного ответа учащихся следующее:

  ✓ полноту и правильность ответа;

  ✓ степень осознанности, понимания изученного;

  ✓ языковое оформление ответа.

5. В современных условиях распространена тестовая проверка знаний:

  Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Использованные источники (см. список литературы): II (С. 293-300), Х (Кн. I. С. 547-552, 558), XVI (С. 296), I (С. 276).