Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество И. А. Гончарова
Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова
Цели: обобщение, учет и контроль знаний; развитие аналитических способностей учащихся.
Методические приемы: письменная работа по карточкам с творческими заданиями.
Ход уроков
Вариант I
1. Д. И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» могут быть рассказаны в двух-трех строчках.
- Кратко передайте сюжет романа.
- Какие главные события лежат в основе каждой из четырех частей романа?
- Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов - Ольга, Штольц - Ольга. Другие говорили о едином сюжете - превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?
2. Вспомните начало романа «Обломов».
- В чем необычность этого начала?
- Чем обусловлен выбор места действия?
- Почему героем писатель сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста - лет тридцати двух-трех от роду?
- Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?
3. Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает.
- Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями (гостями) в главах II-IV первой части романа?
- Чем Обломов выше своих гостей?
- Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?
4. Критик Ю. Елагин писал в 1892г.: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера».
- Какие черты Обломова подчеркивает автор в первую очередь?
- О каких «лучших, благороднейших» чертах пишет критик?
5. Критик А. В. Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить».
- Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»?
- Каково отношение Захара к своему барину?
- Правда ли, что автор делит героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»?
- Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?
6. Покажите условность картин главы IX первой части романа: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни; четкие картины, лишенные неопределенности и фантастических связей реального сна, и т. д.
Вариант II
1. Автор, рисуя детство Обломова лирически любуется жизнью героя, а в то же время, резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа.
- Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по отношению к Обломовке?
2. Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы V-VI первой части).
- Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве?
- Почему Обломов порвал со службой и с обществом?
- О каких мечтах и «внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца» говорит писатель? Как они связываются у Обломова с жизнью?
3. Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (оформите в виде таблицы). Покажите, что иногда Обломов не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.
4. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (глава VIII первой части), другое - к Ольге (глава X второй части).
- Почему во втором письме - свободная речь, образность, мысль, чувство?
- Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвертой части)? Можно ли согласиться с их оценками?
5. «У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. Желание отвоевать достойное место в жизни, пользоваться уважением, получить доступ в высший социальный слой - достаточный импульс, чтобы пробудить его к действию. Вместе с тем существование без труда и борьбы кажется ему неинтересным» (Ю. М. Лотман).
- Действительно ли «существование без труда и борьбы» кажется Штольцу неинтересным?
- Какие побудительные мотивы героя к действию остались не перечислены критиком?
6. Проанализируйте два-три эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение и нежелание, трудиться, надежды на «авось», «может быть», атрофия воли, инертность, барская спесь и т. д.
- Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизмом?
- Каков его идеал любви, семейной жизни, человеческой жизни вообще?
- Сказалось ли на Ольге общение с Обломовым? Как?
Вариант III
1. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Прочел Обломова и, по правде сказать, обломал об него все свои умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только день первый и что таким образом можно проспать 365 дней... Что за избитость форм и приемов!».
- Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова. Похожи ли они на те, о которых пишет Салтыков- Щедрин?
- Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя? Оправдано ли оно?
- В чем увидел Салтыков-Щедрин «избитость форм и приемов»? Можете ли вы ему возразить?
2. «...Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» (А. В. Дружинин).
- Как показывает Гончаров «прелесть», «слабость» и «грустный комизм» Обломова?
- Как все эти и другие черты характера героя раскрываются «именно через любовь к женщине»?
- В чем трагедия жизни героя романа?
3. Обломов окружен обломовцами большими, чем он сам. «Да я ли один? - говорит он Штольцу. - Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов... не пересчитаешь: наше имя легион!».
- Подтвердите фактами эти слова Обломова, указав черты обломовщины в его знакомых, в частности в Тарантьеве.
- Можно ли рассмотреть Обломова как национальный и больше - как общечеловеческий тип?
4. Представьте черты реально существующего социального типа, верно схваченные писателем и положенные в основу образа Штольца.
- Типичен ли образ Штольца?
- Есть ли в Штольце черты обломовщины? Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки?
- Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?
5. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? В чем сходство? В чем различие? Чем вы объясните это различие?
6. «Между Обломовым и Ольгою развертывается роман бурный и предельно духовный. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для первой части романа, совершается «одухотворение» быта, в своих обычных приметах он исчезает на время любви...» (Е. Л. Краснощекова).
- Почему роман Ольги и Обломова - «бурный и предельно духовный»?
- Что означает «обытовление» главного героя? Как этот процесс обрисован писателем?
- Происходит ли «на время любви» «одухотворение» быта?
Уроки 67-68. Контрольная работа по I полугодию