Контрольные работы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Итоговая контрольная работа 9. Авторская литературная сказка. Г.-Х. Андерсен. Снежная королева

Вариант 1

Выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или последовательность цифр.

1. К какому роду литературы принадлежит сказка Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»?

Ответ: ...

2. Какое слово по приказу королевы должен был сложить из льдин Кай?

Ответ: ...

3. Как называется развёрнутое высказывание действующего лица в произведении, обращённое к слушателям или к самому себе (например, слова финки: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Но она не должна от нас узнать о своей силе, что живёт в её сердце; её сила в том, что она невинный милый ребёнок. Если она сама не сможет проникнуть в покои Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!..»)?

Ответ: ...

4. Возвышенный характер словам финки (См. задание 3) придают вопросы и восклицания. Как они называются?

Ответ: ...

5. Установите соответствие между тремя основными персонажами произведения и их высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

A) Кай

Б) Снежная королева

B) Маленькая разбойница

Высказывания

1) «...мёрзнуть тебе я не дам: вот огромные рукавицы... они дойдут тебе до самых локтей. Сунь в них руки!»

2) «Ай! Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!»

3) «Больше я не буду целовать тебя... А не то зацелую до смерти»

4) «Ах ты бедная крошка!.. Как это ты попала на такую большую быструю реку да забралась так далеко?»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




К заданиям 6, 7 дайте ответы в объёме 5 — 7 предложений.

6. Вам, конечно, известно, что по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» написана пьеса, её автор — Евгений Львович Шварц. Но в пьесе есть отступления от сказочного сюжета, в ней появились и новые действующие лица.

Прочитайте и сравните фрагменты произведений. Дайте ответ на вопрос:

Какую цель преследовал Е. Л. Шварц, внося свои изменения в произведение Г.-Х. Андерсена?

Фрагмент 1

... В это-то время в огромные ворота, проделанные буйными ветрами, входила Герда. Она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули...

— Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!

Но он сидел всё такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слёзы её упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:

Розы цветут... Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался.

— Герда! Милая моя Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам? — И он оглянулся вокруг. — Как здесь холодно, пустынно!

И он крепко прижался к Герде. Она смеялась и плакала от радости. Да, радость была такая, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он мог сделаться сам себе господином, да ещё получить от неё в дар весь свет и пару новых коньков. Герда поцеловала Кая в обе щёки, и они опять зацвели розами, поцеловала его в глаза, и они заблистали, как её глаза; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым....

(Г.-Х. Андерсен)

Фрагмент 2

Герда. ...Мне здесь не нравится. Ты только вспомни: дома уже весна, колёса стучат, листья распускаются. Прилетели ласточки и вьют гнёзда...

Кей (Неуверенно). Ты... ты беспокоишь меня.

Герда. Там весна, мы вернёмся и пойдём на речку, когда у бабушки будет свободное время. Мы посадим её на траву. Мы ей руки разотрём. Ведь когда она не работает, у неё руки болят. Помнишь? Ведь мы ей хотели купить удобное кресло и очки... Кей! Без тебя во дворе всё идёт худо. Ты помнишь сына слесаря, его звали Ганс? Того, что всегда хворает. Так вот, его побил соседский мальчишка, тот, которого мы прозвали Булкой.

Кей. Из чужого двора?

Герда. Да. Слышишь, Кей? Он толкнул Ганса. Ганс худенький, он упал и коленку ушиб, и ухо поцарапал, и заплакал, а я подумала: «Если бы Кей был дома, то заступился бы за него». Ведь правда, Кей?

Кей. Правда. (Беспокойно) Мне холодно.

Герда. Видишь? Я ведь тебе говорила. И ещё они хотят утопить бедную собаку. Её звали Трезор. Лохматая, помнишь? Помнишь, как она тебя любила? Если бы ты был дома, то спас бы её... А прыгает дальше всех теперь Оле. Дальше тебя. А у соседской кошки три котёнка. Одного нам дадут. А бабушка всё плачет и стоит у ворот. Кей! Ты слышишь? Дождик идёт, а она всё стоит и ждёт, ждёт...

Кей. Герда! Герда, это ты? (Вскакивает) Герда! Что случилось? Ты плачешь? Кто тебя посмел обидеть? Как ты попала сюда? Как здесь холодно! (Пробует встать и идти — ноги плохо повинуются ему)

Герда. Идём! Ничего, ничего, шагай! Идём... Вот так. Ты научишься. Ноги разойдутся. Мы дойдём, дойдём, дойдём!

(Е. Л. Шварц)

Ответ: ...

7. Сказочник в пьесе Е. Л. Шварца говорил: «Это сказка и грустная, и весёлая, и весёлая и грустная».

А какая она для вас? О чём вы задумались, прочитав сказку Г.-Х. Андерсена?

Ответ: ...

Вариант 2

Выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или последовательность цифр.

1. К какому роду литературы принадлежит сказка Г.- X. Андерсена «Снежная королева»?

Ответ: ...

2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности: «...Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя...»

Ответ: ...

3. Назовите средство художественной изобразительности, использованное в описании внешности: «глаза её сияли, как звёзды».

Ответ: ...

4. Как называется художественное средство, с помощью которого автор противопоставляет два описания: первое — см. в задании 2 и второе: «Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой»?

Ответ: ...

5. Установите соответствие между тремя основными персонажами произведения и их высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

A) Снежная королева

Б) Маленькая разбойница

B) Кай

Высказывания

1) «В королевстве... есть принцесса, такая умница... она прочла все газеты на свете и позабыла всё, что в них прочла...»

2) «Ещё долго можно было бы потешаться над тобой! Уж больно ты бываешь уморительным, когда тебя щекочут острым ножом...»

3) «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков»

4) «О чём ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты делаешься некрасивая! Фу!..»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




К заданиям 6, 7 дайте ответы в объёме 5 — 7 предложений.

6. Вам, конечно, известно, что по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» написана пьеса, её автор — Евгений Львович Шварц. Но в пьесе есть отступления от сказочного сюжета, в ней появились и новые действующие лица. Прочитайте и сравните фрагменты произведений. Дайте ответ на вопрос:

Какую цель преследовал Е. Л. Шварц, внося свои изменения в финальную сцену?

Фрагмент 1

Они шли, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: маятник всё так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали взрослыми людьми... тут стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки...

Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое благодатное лето.

(Г.-Х. Андерсен)

Фрагмент 2

Распахивается дверь. За дверью Герда и Кей. Бабушка обнимает их. Шум.

Кей. И мы пошли сначала потихоньку...

Герда. А потом всё быстрее и быстрее.

Сказочник. И... вы пришли домой. И друзья ваши ждали вас, и розы расцвели к вашему приходу, а советник и королева удрали, разбив окно. Всё идёт отлично — мы с вами, вы с нами, и все мы вместе. Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего! Пусть только покажутся, и мы скажем им: «Эй, вы! Снип-снап-снурре...».

Все (Хором). Пурре-базелюрре!..

(Е. Л. Шварц)

Ответ: ...

7. Сказочник в пьесе Е. Л. Шварца говорил: «Это сказка и грустная, и весёлая, и весёлая и грустная».

А какая она для вас? О чём вы задумались, прочитав сказку Г.-Х. Андерсена?

Ответ: ...