Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
У. Шекспир Гамлет. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

    Цели: в процессе анализа драматического произведения и выявления авторской позиции показать обучающимся своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета; через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы героев, композицию) подвести обучающихся к пониманию замысла писателя, его идеи; представить героев Шекспира как вечные образы в мировой литературе; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование: учебник, текст трагедии У. Шекспира «Гамлет», иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают сюжет и содержание трагедии «Гамлет», теоретико-литературные понятия «трагедия», «конфликт», «сюжет», особенности жанра трагедии; понимают гуманистический пафос трагедии, её общечеловеческое значение; умеют выразительно читать и анализировать текст трагедии, характеризовать героев и их поступки, прослеживать развитие драматического конфликта; представляют героев Шекспира как вечные образы в мировой литературе.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Вспоминая изученное...»

    • Что такое эпоха Возрождения? Какие виды искусства получают развитие в эпоху Возрождения?

    • В чём состояло основное противоречие этой эпохи? Как отразилось это противоречие в трагедии Шекспира «Гамлет»?

2. Заслушивание развёрнутых ответов нескольких учащихся (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. У. Шекспир — создатель целой художественной вселенной, он обладал несравненным воображением и знанием жизни, знанием людей, поэтому анализ любой его пьесы чрезвычайно интересен и поучителен. Однако для русской культуры из всех пьес Шекспира первой по значению стал «Гамлет», что, видно хотя бы по количеству его переводов на русский язык — их более сорока.

Трагическая история датского принца является одной из высочайших вершин творчества Шекспира. Это, пожалуй, наиболее популярное и, по мнению многих критиков, самое глубокое произведение великого драматурга.

«Гамлет» — главное создание Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться его идеями, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.

Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола сказал удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можешь переродиться по велению своей души в высшее божественное». У нас у всех есть выбор, и пусть этот выбор будет правильным.

Давайте же на примере трагедии «Гамлет» рассмотрим, что нового внёс Шекспир в понимание мира и человека поздним Возрождением.

IV. Работа над темой урока

    1. Аналитическая работа с текстом трагедии «Гамлет»

    Акт третий

    • Подумайте, зачем король устраивает встречу Офелии и Гамлета.

    • В чём смысл монолога Гамлета «Быть иль не быть?»

    • Прочитайте в лицах диалог Офелии и Гамлета. Какие мысли и чувства навеял вам этот эпизод?

    • К какому выводу пришёл король о причинах сумасшествия Гамлета?

    • Почему Гамлет поручает именно Горацио следить за королём? Подтвердите своё мнение цитатами из трагедии.

    • Удалось ли принцу убедиться в своих подозрениях?

    Акт четвёртый

    • Объясните роль авторских ремарок в сцене 2.

    • Устно подготовьте режиссёрское решение сцены 5 (советы актёрам, декораторам, осветителям).

    • Как раскрывается характер короля в сцене 7? Почему он выбирает орудием мщения именно Лаэрта?

    Акт пятый

    • Подумайте, с какой целью автор ввёл в пьесу сцену на кладбище?

    • Проанализируйте эпизод прощания с Офелией. Прокомментируйте поведение Гамлета.

    • Как в финале проявляет себя Горацио? Оправдалось ли ваше предыдущее представление об этом персонаже?

    • Выразительно прочитайте слова Горацио, в которых дана характеристика событиям трагедии.

    2. «Театр на уроке»: ролевая игра

Выполните ряд коммуникативно-ситуативных упражнений по изучаемому произведению.

    • Представь себя матерью Гамлета и объясни, что заставляет тебя соглашаться на подслушивание твоего разговора с сыном.

    • Ты Гамлет и видишь стоящего на коленях и молящегося Клавдия. Почему ты не можешь его убить?

    • Представь, что ты Полоний. Объясни, что заставляет тебя стоять за ковром и подслушивать разговор Гертруды и Гамлета.

    • Ты слышишь, как Гамлет сравнивает себя с флейтой. Как ты понимаешь его слова?

    • Если бы ты оказалась на месте Офелии, как бы ты боролась за любовь дорогого тебе человека?

    • Ты — Гамлет. Объясни, любишь ли ты Офелию. Что ты чувствуешь, узнав о её смерти?

    • Объясни от имени Розенкранца, почему ты выполняешь приказание короля.

    • Если бы ты был на месте Гамлета, пошёл бы ты на встречу с призраком своего отца?

    • Ты Клавдий. Что ты чувствуешь, наблюдая за игрой актёров?

    • Если бы ты был Гамлетом, какие бы советы в отношении игры ты дал актёрам?

3. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

    • И. В. Гёте сказал о «Гамлете»: «Мне ясно, что Шекспир хотел изобразить: великое дело, возложенное на душу, которой оно не по силам... Здесь посажен дуб в драгоценную вазу, которая и могла принять только цветы; корни разрослись, — и ваза разлетелась вдребезги...». Справедлива ли эта оценка трагедии? Выскажите своё понимание трагедии У. Шекспира «Гамлет».

    • Почему монолог «Быть иль не быть?» считается центральным, важнейшим, несмотря на то что в трагедии Гамлетом произносится несколько других, возможно, ещё более сильных?

    • Согласны ли вы с утверждением, что «быть или не быть» для Гамлета означает «убить или не убить»?

4. «Практикум начинающего литературоведа»: практическая работа с отрывками из литературоведческих текстов (в парах с раздаточным материалом)

    • «Тот странный мир, в котором он живёт, — в конце концов наш мир. Он — тот мрачный человек, каким мы все можем стать при определённом стечении обстоятельств... Он воплощает неудовлетворенность души жизнью, где нет необходимой ей гармонии» (В. Гюго).

    • «...Прекрасное, чистое, благородное, высоконравственное существо, лишённое силы чувства, делающей героя, гибнет под бременем, которого он не мог ни снести, ни сбросить. История датского принца превратилась в историю души прекрасной и благородной, но по своей природе неспособной к действию...» (И. В. Гёте)

    • «Что же представляет собой Гамлет? Анализ прежде всего, и эгоизм, а потому обезверие. Он весь живёт для самого себя, он эгоист, но верить в себя даже эгоист не может, верить можно только в то, что вне нас и над нами. Он скептик — вечно возится с самим собой, он вечно занят не своей обязанностью, а своим положением» (И. С. Тургенев).

    • Как вы думаете, почему образ Гамлета вызывает различные толкования? Какая из представленных точек зрения вам наиболее близка? Почему? Что делает Гамлета вечным образом?

5. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя

— Если мы обратимся к истолкованию Гамлета на русской сцене и в кино, то увидим, что в стремлении приблизить Гамлета к своему времени, не идеализируя и не принижая, актёры создают неповторимые образы. И каждый Гамлет по-своему глубок и искренен.

Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссёром Юрием Петровичем Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет — основная и любимая роль Высоцкого. Гамлета он играл почти 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую Высоцкий играл перед смертью.

Спектакль «Гамлет» был впервые поставлен Юрием Любимовым в Театре на Таганке в 1971 г. Спектакль был в репертуаре театра почти десять лет и за это время так и не был снят на плёнку целиком ни у нас, ни за рубежом, где он получил призы нескольких фестивалей. В 1980 г. в связи со смертью Высоцкого спектакль был снят с репертуара. Кому не посчастливилось его увидеть, может долго читать критические статьи об этом, но так и не понять, что же всё-таки происходило на сцене в отдельные конкретные моменты пьесы.

Сыграть роль Гамлета на сцене театра или в кино — заветная мечта каждого актёра. У Владимира Высоцкого эта мечта сбылась: легендарный Юрий Любимов дал ему роль, о которой Высоцкий так долго молил режиссёра Таганки: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!».

Премьера «Гамлета» на Таганке состоялась, когда Владимиру Высоцкому было около 34 лет.

Эта роль стала для Высоцкого вершиной в его театральном творчестве: Шекспир — поэт, Гамлет — поэт, Высоцкий — поэт.

О своей работе над ролью сам Владимир Семёнович сказал так: «Я играл Гамлета! Это — высшая роль, о которой может думать актёр. Мне повезло, что я играл Гамлета, находясь именно в том возрасте, который отмечен у датского принца Шекспиром. Я чувствовал себя его ровесником. Мне это помогло. Я думал: может быть, мировоззрение людей в сущности складывается одинаково. Мой возраст помогал мне правильно оценить поступки и мысли принца. Мы ставили “Гамлета” так, как, вероятно, этого захотел бы сам Шекспир. Режиссёру, всему коллективу хотелось поставить эту трагедию так, чтобы Шекспир был рад. Во-первых, мы отказались от пышности. Было суровое время. Свитера, шерсть — вот что было одеждой. Добились того, что даже занавес играл: он был то нормальным занавесом, то олицетворением судьбы. Его крыло сметало людей в могилу, он становился символом бренности жизни. Я играл не мальчика, который не знает, что ему нужно, он воспитывался с детства быть королём. Он был готов взойти на трон, но он был раздвоён. Он вырывался из того мира, который его окружает, — он высоко образован, может быть мягок. Но ему надо действовать методами того общества, которое ему претит, от которого он оторвался. Вот и стоит он одной ногой там, а другой тут».

Перед началом спектакля В. Высоцкий традиционно исполнял песню на стихи Б. Л. Пастернака:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске

Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва, Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

      (1946)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Почему монолог «Быть иль не быть?» называют высшей точкой раздумий и сомнений главного героя?

    • Демонстрирует ли автор свою позицию по отношению к изображаемому в трагедии? Аргументируйте ответ.

    • Докажите, что «Гамлет» — философская трагедия.

2. Заключительное слово учителя

— Влияние образов, созданных Уильямом Шекспиром, на мировую литературу и культуру сложно переоценить. Гамлет, Макбет, король Лир, Ромео и Джульетта — эти имена давно уже стали нарицательными. Их используют не только в художественных произведениях, но и в обычной речи как обозначение какого-либо человеческого типа. Для нас Отелло — ревнивец, Лир — родитель, обездоленный наследниками, которых он сам и облагодетельствовал, Макбет — узурпатор власти, а Гамлет — личность, которую разрывают внутренние противоречия.

Шекспировские образы оказали огромное влияние и на русскую литературу XIX в. К пьесам английского драматурга обращались И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и другие писатели. В XX в. усилился интерес к внутреннему миру человека и мотивы, и герои шекспировских произведений вновь волновали поэтов. Мы находим их у М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, В. С. Высоцкого.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Дать развёрнутый ответ на вопрос (письменно): «Чем определяется важность образа Гамлета для молодого человека XXI в.?».

    2. Прочитать трагедию И. В. Гёте «Фауст».

    3. Индивидуальные опережающие задания (1 — 2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. В. Гёте.