Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
У. Шекспир Гамлет. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы
Цели: в процессе анализа драматического произведения и выявления авторской позиции показать обучающимся своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета; через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы героев, композицию) подвести обучающихся к пониманию замысла писателя, его идеи; представить героев Шекспира как вечные образы в мировой литературе; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: учебник, текст трагедии У. Шекспира «Гамлет», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают сюжет и содержание трагедии «Гамлет», теоретико-литературные понятия «трагедия», «конфликт», «сюжет», особенности жанра трагедии; понимают гуманистический пафос трагедии, её общечеловеческое значение; умеют выразительно читать и анализировать текст трагедии, характеризовать героев и их поступки, прослеживать развитие драматического конфликта; представляют героев Шекспира как вечные образы в мировой литературе.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа «Вспоминая изученное...»
• Что такое эпоха Возрождения? Какие виды искусства получают развитие в эпоху Возрождения?
• В чём состояло основное противоречие этой эпохи? Как отразилось это противоречие в трагедии Шекспира «Гамлет»?
2. Заслушивание развёрнутых ответов нескольких учащихся (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. У. Шекспир — создатель целой художественной вселенной, он обладал несравненным воображением и знанием жизни, знанием людей, поэтому анализ любой его пьесы чрезвычайно интересен и поучителен. Однако для русской культуры из всех пьес Шекспира первой по значению стал «Гамлет», что, видно хотя бы по количеству его переводов на русский язык — их более сорока.
Трагическая история датского принца является одной из высочайших вершин творчества Шекспира. Это, пожалуй, наиболее популярное и, по мнению многих критиков, самое глубокое произведение великого драматурга.
«Гамлет» — главное создание Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться его идеями, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.
Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола сказал удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можешь переродиться по велению своей души в высшее божественное». У нас у всех есть выбор, и пусть этот выбор будет правильным.
Давайте же на примере трагедии «Гамлет» рассмотрим, что нового внёс Шекспир в понимание мира и человека поздним Возрождением.
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая работа с текстом трагедии «Гамлет»
Акт третий
• Подумайте, зачем король устраивает встречу Офелии и Гамлета.
• В чём смысл монолога Гамлета «Быть иль не быть?»
• Прочитайте в лицах диалог Офелии и Гамлета. Какие мысли и чувства навеял вам этот эпизод?
• К какому выводу пришёл король о причинах сумасшествия Гамлета?
• Почему Гамлет поручает именно Горацио следить за королём? Подтвердите своё мнение цитатами из трагедии.
• Удалось ли принцу убедиться в своих подозрениях?
Акт четвёртый
• Объясните роль авторских ремарок в сцене 2.
• Устно подготовьте режиссёрское решение сцены 5 (советы актёрам, декораторам, осветителям).
• Как раскрывается характер короля в сцене 7? Почему он выбирает орудием мщения именно Лаэрта?
Акт пятый
• Подумайте, с какой целью автор ввёл в пьесу сцену на кладбище?
• Проанализируйте эпизод прощания с Офелией. Прокомментируйте поведение Гамлета.
• Как в финале проявляет себя Горацио? Оправдалось ли ваше предыдущее представление об этом персонаже?
• Выразительно прочитайте слова Горацио, в которых дана характеристика событиям трагедии.
2. «Театр на уроке»: ролевая игра
Выполните ряд коммуникативно-ситуативных упражнений по изучаемому произведению.
• Представь себя матерью Гамлета и объясни, что заставляет тебя соглашаться на подслушивание твоего разговора с сыном.
• Ты Гамлет и видишь стоящего на коленях и молящегося Клавдия. Почему ты не можешь его убить?
• Представь, что ты Полоний. Объясни, что заставляет тебя стоять за ковром и подслушивать разговор Гертруды и Гамлета.
• Ты слышишь, как Гамлет сравнивает себя с флейтой. Как ты понимаешь его слова?
• Если бы ты оказалась на месте Офелии, как бы ты боролась за любовь дорогого тебе человека?
• Ты — Гамлет. Объясни, любишь ли ты Офелию. Что ты чувствуешь, узнав о её смерти?
• Объясни от имени Розенкранца, почему ты выполняешь приказание короля.
• Если бы ты был на месте Гамлета, пошёл бы ты на встречу с призраком своего отца?
• Ты Клавдий. Что ты чувствуешь, наблюдая за игрой актёров?
• Если бы ты был Гамлетом, какие бы советы в отношении игры ты дал актёрам?
3. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
• И. В. Гёте сказал о «Гамлете»: «Мне ясно, что Шекспир хотел изобразить: великое дело, возложенное на душу, которой оно не по силам... Здесь посажен дуб в драгоценную вазу, которая и могла принять только цветы; корни разрослись, — и ваза разлетелась вдребезги...». Справедлива ли эта оценка трагедии? Выскажите своё понимание трагедии У. Шекспира «Гамлет».
• Почему монолог «Быть иль не быть?» считается центральным, важнейшим, несмотря на то что в трагедии Гамлетом произносится несколько других, возможно, ещё более сильных?
• Согласны ли вы с утверждением, что «быть или не быть» для Гамлета означает «убить или не убить»?
4. «Практикум начинающего литературоведа»: практическая работа с отрывками из литературоведческих текстов (в парах с раздаточным материалом)
• «Тот странный мир, в котором он живёт, — в конце концов наш мир. Он — тот мрачный человек, каким мы все можем стать при определённом стечении обстоятельств... Он воплощает неудовлетворенность души жизнью, где нет необходимой ей гармонии» (В. Гюго).
• «...Прекрасное, чистое, благородное, высоконравственное существо, лишённое силы чувства, делающей героя, гибнет под бременем, которого он не мог ни снести, ни сбросить. История датского принца превратилась в историю души прекрасной и благородной, но по своей природе неспособной к действию...» (И. В. Гёте)
• «Что же представляет собой Гамлет? Анализ прежде всего, и эгоизм, а потому обезверие. Он весь живёт для самого себя, он эгоист, но верить в себя даже эгоист не может, верить можно только в то, что вне нас и над нами. Он скептик — вечно возится с самим собой, он вечно занят не своей обязанностью, а своим положением» (И. С. Тургенев).
• Как вы думаете, почему образ Гамлета вызывает различные толкования? Какая из представленных точек зрения вам наиболее близка? Почему? Что делает Гамлета вечным образом?
5. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя
— Если мы обратимся к истолкованию Гамлета на русской сцене и в кино, то увидим, что в стремлении приблизить Гамлета к своему времени, не идеализируя и не принижая, актёры создают неповторимые образы. И каждый Гамлет по-своему глубок и искренен.
Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссёром Юрием Петровичем Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет — основная и любимая роль Высоцкого. Гамлета он играл почти 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую Высоцкий играл перед смертью.
Спектакль «Гамлет» был впервые поставлен Юрием Любимовым в Театре на Таганке в 1971 г. Спектакль был в репертуаре театра почти десять лет и за это время так и не был снят на плёнку целиком ни у нас, ни за рубежом, где он получил призы нескольких фестивалей. В 1980 г. в связи со смертью Высоцкого спектакль был снят с репертуара. Кому не посчастливилось его увидеть, может долго читать критические статьи об этом, но так и не понять, что же всё-таки происходило на сцене в отдельные конкретные моменты пьесы.
Сыграть роль Гамлета на сцене театра или в кино — заветная мечта каждого актёра. У Владимира Высоцкого эта мечта сбылась: легендарный Юрий Любимов дал ему роль, о которой Высоцкий так долго молил режиссёра Таганки: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!».
Премьера «Гамлета» на Таганке состоялась, когда Владимиру Высоцкому было около 34 лет.
Эта роль стала для Высоцкого вершиной в его театральном творчестве: Шекспир — поэт, Гамлет — поэт, Высоцкий — поэт.
О своей работе над ролью сам Владимир Семёнович сказал так: «Я играл Гамлета! Это — высшая роль, о которой может думать актёр. Мне повезло, что я играл Гамлета, находясь именно в том возрасте, который отмечен у датского принца Шекспиром. Я чувствовал себя его ровесником. Мне это помогло. Я думал: может быть, мировоззрение людей в сущности складывается одинаково. Мой возраст помогал мне правильно оценить поступки и мысли принца. Мы ставили “Гамлета” так, как, вероятно, этого захотел бы сам Шекспир. Режиссёру, всему коллективу хотелось поставить эту трагедию так, чтобы Шекспир был рад. Во-первых, мы отказались от пышности. Было суровое время. Свитера, шерсть — вот что было одеждой. Добились того, что даже занавес играл: он был то нормальным занавесом, то олицетворением судьбы. Его крыло сметало людей в могилу, он становился символом бренности жизни. Я играл не мальчика, который не знает, что ему нужно, он воспитывался с детства быть королём. Он был готов взойти на трон, но он был раздвоён. Он вырывался из того мира, который его окружает, — он высоко образован, может быть мягок. Но ему надо действовать методами того общества, которое ему претит, от которого он оторвался. Вот и стоит он одной ногой там, а другой тут».
Перед началом спектакля В. Высоцкий традиционно исполнял песню на стихи Б. Л. Пастернака:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва, Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
(1946)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Почему монолог «Быть иль не быть?» называют высшей точкой раздумий и сомнений главного героя?
• Демонстрирует ли автор свою позицию по отношению к изображаемому в трагедии? Аргументируйте ответ.
• Докажите, что «Гамлет» — философская трагедия.
2. Заключительное слово учителя
— Влияние образов, созданных Уильямом Шекспиром, на мировую литературу и культуру сложно переоценить. Гамлет, Макбет, король Лир, Ромео и Джульетта — эти имена давно уже стали нарицательными. Их используют не только в художественных произведениях, но и в обычной речи как обозначение какого-либо человеческого типа. Для нас Отелло — ревнивец, Лир — родитель, обездоленный наследниками, которых он сам и облагодетельствовал, Макбет — узурпатор власти, а Гамлет — личность, которую разрывают внутренние противоречия.
Шекспировские образы оказали огромное влияние и на русскую литературу XIX в. К пьесам английского драматурга обращались И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и другие писатели. В XX в. усилился интерес к внутреннему миру человека и мотивы, и герои шекспировских произведений вновь волновали поэтов. Мы находим их у М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, В. С. Высоцкого.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Дать развёрнутый ответ на вопрос (письменно): «Чем определяется важность образа Гамлета для молодого человека XXI в.?».
2. Прочитать трагедию И. В. Гёте «Фауст».
3. Индивидуальные опережающие задания (1 — 2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. В. Гёте.