Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Эпоха просвещения. И. В. Гёте. Фауст как философская трагедия

    Цели: дать обучающимся представление об эпохе Просвещения; ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. В. Гёте, с сюжетом, композицией и содержанием трагедии «Фауст»; раскрыть гуманистический пафос произведения, его философское, общечеловеческое значение; совершенствовать навыки аналитической работы с драматическим произведением; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: учебник, текст трагедии «Фауст», памятки, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве И. В. Гёте, сюжет и содержание трагедии «Фауст»; понимают гуманистический пафос произведения, его философское, общечеловеческое значение; умеют выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды, характеризовать героев и их поступки, определять значение художественных приёмов, прослеживать развитие драматического конфликта.

Мы столько можем, сколько знаем.

Знание — сила.

Ф. Бэкон

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Вынесенные в эпиграф нашего урока слова английского мыслителя эпохи Ренессанса стали одним из лозунгов Просвещения — широкого интеллектуального и духовного движения в XVII в. в Западной Европе, направленного на борьбу с феодализмом.

Начало эпохи связывают с 1690 годом, а именно с моментом публикации труда английского мыслителя Джона Локка «Опыт о человеческом разуме», в котором были сказаны слова: «Единственный способ защититься от мира — это глубоко его познать». Идея познания разнообразных сторон жизни, борьбы с невежеством, призыва к «царству разума» стала основополагающей в трудах просветителей. В начале XVIII в. мысли англичанина были подхвачены и развиты французами Вольтером, Дени Дидро и Жан-Жаком Руссо. Это способствовало тому, что Францию стали называть центром Просвещения. Прогрессивные взгляды, распространившись и в других европейских странах, сыграли важную роль в искусстве. В частности, они повлияли на творчество таких великих немецких писателей, как Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер.

Творчество Гёте было своеобразным итогом века Просвещения, итогом его исканий и борений. А трагедия «Фауст», которую поэт создавал 58 лет, отразила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (мини-лекция) «Особенности эпохи Просвещения» (Учащиеся составляют тезисы.)

— Каковы же особенности эпохи, нашедшие отображение в произведениях литературы, живописи и музыки?

Во-первых, абсолютизация знаний и опыта. Просветители подчёркивали, что именно разум открывает человеку широкую дверь как в его внутренний мир, так и во внешний — то есть помогает понять законы, по которым устроены природа и общество. Наивысшей формой проявления человеческого разума они считали научное познание. Неслучайно именно в эту эпоху впервые в истории культуры было положено начало грандиозному научному труду — «Энциклопедии, или Толковому словарю наук, искусств и ремёсел» (1751 — 1774), вышедшей в 35 томах. Одним из руководителей этого издания был Дени Дидро, который сумел привлечь к нему выдающихся учёных и писателей того времени. В энциклопедии толковались разнообразные понятия из самых различных наук: физики, математики, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и, конечно же, искусства.

Не менее важным для развития личности и общества просветители считали опыт. Так, Джон Локк, образно объясняя его значение, уподоблял душу ребёнка чистой доске. И только опыт, полученный благодаря чувственному восприятию, по его мнению, пишет на ней бесценные письмена. Вспомните, как интересно об умениях, вынесенных человеком из практической деятельности, повествует в своём романе «Робинзон Крузо» ещё один известный просветитель — Даниель Дефо.

Во-вторых, в творчестве мастеров искусства воплотились преклонение перед природой и связанная с ним концепция «естественного человека». Так деятели Просвещения называли человека, не испорченного предрассудками и пороками, царящими в феодально-монархическом обществе. В основе этой концепции лежала идея равенства и свободы как естественного состояния каждого человека. Только в единении с природой они видели его счастье. «Природа — единственная книга, каждая страница которой полна содержания», — писал И. В. Гёте. В романе Д. Дефо таким естественным человеком предстаёт дикарь Пятница.

В-третьих, просветители придавали большое значение воспитанию личности. Дж. Локк кроме «Опыта о человеческом разуме» написал труд «Мысли о воспитании», в котором подчёркивал: «Воспитатель должен научить воспитанника разбираться в людях, срывать маски, накладываемые на них профессией и притворством, различать то подлинное, что лежит в глубине под такой внешностью». Наиболее ярким «срывателем масок» был Джонатан Свифт, который в своих памфлетах и романе «Путешествия Гулливера» резко высмеивал пороки общества.

Ещё одна из особенностей эпохи — взаимодействие различных художественных направлений: просветительского классицизма, сентиментализма, просветительского реализма, а также стиля рококо. Сначала формируется просветительский классицизм. К просветительскому классицизму обращались Вольтер во Франции, И. В. Гёте и Ф. Шиллер (творчество 90-х гг.) в Германии (так называемый «веймарский классицизм»), М. В. Ломоносов в России. Наиболее ярко просветительский реализм представлен романами Д. Дефо «Робинзон Крузо», комедией П. О. Бомарше «Женитьба Фигаро», трагедией И. В. Гёте «Фауст».

Во второй половине XVIII в. возникает сентиментализм как реакция на крушение надежд просветителей на торжество «царства разума». Как вы помните из изученного в 9-м классе, сентименталисты главной своей задачей считают формирование чувствительности читателя. Они сосредоточивают внимание на внутреннем мире человека, его переживаниях. Исповедуя культ природы, большое значение придают пейзажу, в котором, как в зеркале, отображаются чувства и настроения героев. Их повествование отличается меланхоличностью. Яркий пример тому — прочитанная вами повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

В эпоху Просвещения появляются произведения рококо (от франц. rocalle — ракушка) — художественного стиля, получившего распространение в интерьере, прикладном искусстве, живописи и поэзии. Для него характерны изысканность, большое внимание к мифологии, причудливость линий (прихотливость

форм ракушки и дала название стилю). В литературе он проявил себя оживлением интереса к шутливо-ироническим по содержанию произведениям, популярностью жанров эпиграммы, баллады, волшебной сказки. Черты рококо заметны в лирике Ломоносова, молодого Гёте, ранней прозе Дидро.

    2. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве И. В. Гёте (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)

3. Аналитическая работа с текстом трагедии И. В. Гёте «Фауст»

а) Вступительное слово учителя

— Над главным произведением своей жизни Гёте работал около 60 лет. Писатель задумал его ещё в 70-е гг. XVIII в., когда учился в Страсбурге. Его внимание привлекла возникшая в XVI в. народная легенда о докторе Иоганне Фаусте. Он был магом и кудесником, который продал душу дьяволу, чтобы удовлетворить свою тягу к знаниям и наслаждениям. Интересно, что Фауст — историческая личность, он действительно жил в конце XV — XVI вв. и, будучи учёным, занимался магией.

Трагедия «Фауст» состоит из пяти частей: «Посвящение», «Пролог в театре», «Пролог на небесах», «Первая часть», «Вторая часть».

    б) «Практикум начинающего литературоведа»: самостоятельная работа с памятками (в парах) «Комментарий — помощник читателя», «Как работать с комментариями к литературному произведению» (раздаточный материал)

Комментарий — помощник читателя

Вы уже наверняка знаете, постичь многие произведения, тем более такие философски глубокие, как «Гамлет» Шекспира или «Фауст» Гёте, читателю во многом помогает комментарий. Неслучайно древний трактат гласит: «Отдадим дань тому, кто помог нам легко пройти сквозь лабиринт книги». Эти слова напоминают нам миф об афинском герое Тесее, который сражался с Минотавром. После победы над чудовищем ему пришлось решать ещё одну задачу — найти выход из лабиринта. Разобраться со сложной ситуацией ему помогла нить Ариадны. Читатель, особенно переводных произведений, часто ощущает себя путешественником по книжному лабиринту, на пути которого встречается множество незнакомых слов и неизвестных фактов, так называемых тёмных мест. Всё это, с одной стороны, затрудняет восприятие текста, а с другой — делает его необычайно увлекательным. Главное — не забывать о комментариях, этой своеобразной нити Ариадны, которая помогает читателю не заблудиться в загадочном лабиринте книги.

Комментарии (от лат. объясняю) — это объяснения к тексту. Появились они очень давно. Когда переписчики рукописных книг, работая над древними текстами, встречали непонятные слова или высказывания, они их либо пропускали, либо заменяли, либо, переписав, объясняли.

Слова и высказывания, к которым даны комментарии, обозначаются в книге звёздочками или цифрами. Когда примечаний много, «тёмные места» не помечают специальными знаками: их частое появление в тексте разрушает впечатление от произведения. Тогда непонятные названия, неизвестные имена объясняются в конце каждого тома.

Итак, комментарии — это самая важная часть справочного аппарата книги, которая помогает читателю понять художественный текст.

Как работать с комментариями к литературному произведению

    • Помните, что комментарии — помощники читателя. Кто игнорирует их, не сможет глубоко воспринять художественный текст.

    • Приступая к чтению, обратите внимание на количество, объём и вид пояснений.

    • Если в тексте много пояснений, не пытайтесь их прочитать сразу. Это может испортить впечатление от произведения.

    • Постраничные сноски читаются, как правило, параллельно с текстом.

    • Внетекстовые комментарии можно читать постепенно: до, во время и после чтения произведения. Прежде всего обращайтесь к тем пояснениям, незнание которых мешает пониманию текста.

    • Принимайте во внимание не только словесный, но и изобразительный комментарий (выделение другим шрифтом, размером букв, использование иллюстраций как пояснений к тексту).

    • Прочитав произведение, задайтесь вопросом: «Как комментарии помогают осмыслить текст?».

в) Аналитическая беседа

«Посвящение», «Пролог на небесах»

    • Какими мыслями и чувствами пронизано «Посвящение»?

    • Можно ли песнопения архангелов назвать гимном творцу Вселенной? Аргументируйте свой ответ текстом.

    • Сравните отношение к людям Господа и Мефистофеля. Приведите цитаты.

    • Как представленные ими взгляды соотносятся с гуманистической философией Возрождения и Просвещения?

    • Прочитайте характеристику Фауста, данную Мефистофелем. Выделяет ли он этого человека среди остальных людей?

    • В чём суть спора между Мефистофелем и Богом?

    • Какой исход спора предвидите вы? Почему?

Сцена 2: «У городских ворот»

    • Какими средствами автор создаёт картину многоголосой толпы?

    • Как Фауст относится к народу?

    • Какие факты свидетельствуют о том, что он является любимцем простолюдинов?

    • Обоснуйте, чем вызваны такие слова Фауста:

Слова толпы звучат насмешкой злою

В ушах моих...

    • Как в сцене «У городских ворот» раскрываются характеры Фауста и Вагнера? Аргументируйте ответ.

г) «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

    • Пользуясь представленным образцом, продолжите в тетради таблицу, отражающую различия характеров и взглядов на жизнь Фауста и Вагнера. Можно ли утверждать, что, создавая образы Фауста и Вагнера, автор прибегает к приёму контраста? Аргументируйте свой ответ.

Фауст

Вагнер

Отношени

е к народу



V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Продолжите предложение: «Гёте — это...».

    • Назовите выдающихся деятелей эпохи Просвещения.

    • В какой период создавался «Фауст» Гёте? Какие события происходили в мире в эти десятилетия?

    • О чём идёт спор в «Прологе на небесах»?

    • Назовите действующих лиц сцены «У городских ворот». Каков прямой и переносный (символический) смысл монолога Фауста в этой сцене?

2. Заключительное слово учителя

— Современный читатель давно оценил бессмертное творение Иоганна Вольфганга Гёте — его трагедию «Фауст», один из замечательнейших памятников мировой литературы. Великий национальный поэт, пламенный патриот, воспитатель своего народа в духе гуманизма и безграничной веры в лучшее будущее на нашей земле, Гёте — бесспорно одно из наиболее сложных явлений в истории немецкой и мировой литературы.

VI. Домашнее задание

    1. Знать содержание, сюжет и композицию трагедии И. В. Гёте «Фауст».

    2. Творческое задание. Подобрать и записать несколько афоризмов Гёте. С их помощью охарактеризовать его философские взгляды.