Сближение уроков русского языка и литературы - Ф. А. Нодель 2010

Новый подход к письменной работе: изложение-сочинение
Изложение по Преступлению и наказанию

* См.: «Достоевский и мировая культура».

Сон о лошадке

Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом... В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались... И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака... на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. в большую такую телегу впряжена... маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках с армяками внакидку.

«Садись, все садись! - кричит один, еще молодой, с толстой такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, - всех довезу, садись!» Но тотчас же раздается смех и восклицанья:

- Этака кляча да повезет!

- Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобыленку в таку телегу за- прег!

- А ведь савраске-то беспременно лет двадцать уже будет, братцы!

- Садись, всех довезу! - опять кричит Миколка. - кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест. Говорю, садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдет! - И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску.

- Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй!

- И то! Секи ее!

Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами... Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядящая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздается: «ну!», клячонка дергает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее как горох. Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет.

- Садись! Все садись! - кричит Миколка, - всех повезет. Засеку! - И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения.

- Папочка, папочка, - кричит он отцу, - папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!

- Пойдем, пойдем! - говорит отец, - пьяные, шалят, дураки: пойдем, не смотри! - и хочет увести его, но он вырывается из его рук и, не помня себя, бежит к лошадке. Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает.

- Секи до смерти! - кричит Миколка, - на то пошло. Засеку!

- Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! - кричит один старик из толпы.

- Не трошь! Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!..

Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков. Каждый бежит с своей стороны, - По морде ее, по глазам хлещи, по глазам! - кричит Миколка...

… Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам. Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Один из секущих задевает его по лицу, он не чувствует, он ломает свои руки, кричит, бросается к седому старику с седою бородой, который качает головой и осуждает все это. Одна баба берет его за руку и хочет увести, но он вырывается и опять бежит к лошадке. Та уже при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться.

- А чтобы те леший! - вскрикивает в ярости Миколка. Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской.

- Мое добро! - кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю. Раздается тяжелый удар.

- Секи ее, секи! Что стали?! - кричат голоса из толпы.

А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает изо всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размахом - Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить...

- Топором ее, чего! Покончить с ней разом, - кричит третий.

- Эх, ешь те комары! Расступись! - неистово вскрикивает Миколка, бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом. «Берегись!» - кричит он и что есть силы огорошивает с размаху свою бедную лошаденку. Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было дернуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом.

- Добивай! - кричит Миколка. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало - кнуты, палки, оглоблю - и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает...

- Мое добро! - кричит Миколка с ломом в руках и с налитыми кровью глазами. Он стоит, будто жалея, что уж некого больше бить.

- Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! - кричат из толпы уже многие голоса.

Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его, наконец, и выносит из толпы.

- Папочка! За что они. бедную лошадку. убили! - всхлипывает он, но дыхание ему захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди.

(Приводится в незначительном сокращении. - Ф. Н.)

Задание-вопрос: «Как связан этот сон с личностью главного героя романа и его судьбой?»

(Изложение давалось сразу после прочтения романа.)

Ученическое изложение 1

Прослушав эпизод романа, где рассказывается про сон Раскольникова, еще долгое время находилась под впечатлением. Его сон дает нам ясность, и мы понимаем, кто был виновен в том, что этот маленький, любвеобильный и умеющий сострадать мальчик, вырастая, превращается в преступника, в убийцу. Эта сцена кровавого и беспощадного убийства лошади показывает, насколько люди бывают безжалостны не только к животным, но и к людям. Наверняка эта кляча много лет проработала на Миколку, работала безвозмездно (? - Ф. Н.), а в итоге получила ужасную смерть, да еще и от своего хозяина. Миколка убил не лошадь, а он убил преданного и верного друга. И люди, стоявшие рядом, не остановили, а только подзадоривали зачинщика и помогали ему в его грязном деле. И в наше время такое часто бывает: что-то происходит, например, драка, а люди только смотрят, как будто наслаждаясь зрелищем, а остановить или предотвратить не хотят. Человеку свойственно выстраивать вокруг себя «оболочку», и он думает: «Пусть будет, что будет. Главное, чтобы это не касалось меня». Так и с Раскольниковым. Миколку никто не остановил и не наказал, то есть справедливость не восторжествовала. И Родион, вполне возможно, сделал вывод, что кому -то (! - Ф. Н.) можно делать все, что хочется, даже если кому-то что-то не нравится. И из этих выводов вполне могла сформироваться сама теория Раскольникова. А впоследствии совершено и само преступление.

Люди порой даже и не задумываются над тем, что волей или неволей они оставляют в душе у своих ближних: знакомых, родных, соседей и даже случайных встречных, - неизгладимый след. Поэтому надо быть более внимательным, чтобы не «наследить» в душе. А, следовательно, и в судьбе близкого человека.

Ученическое изложение 2

Этот сон рассказывает нам об истинном Раскольникове. Автор показал сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, свободней проявляются его мысли и чувства. Они снимают маску и открывают настоящее лицо персонажа.

Страшный сон Родиона Раскольникова становится воспоминанием из далекого прошлого и свидетельством борьбы, которая происходила в душе героя. В этом сне отражается придуманный им страшный план.

  Слова Миколки о лошадке: «Так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест!» - Раскольников скорее относит к старухе-процентщице. Родион подсознательно пытается исправить мир убийством старухи. Этот сон показывает нам, что Раскольников на самом деле не жесток и насилие для него омерзительно. Его мучения после преступления полностью опровергают его теорию.

Раскольников - «заблудившийся» человек. Ему нужен шанс прожить жизнь заново».