Учимся писать сочинение 10-11 классы - Чернова Т. А. 2018


ПРОБЛЕМНАЯ СТАТЬЯ

Задание 12. Ознакомьтесь с обучающими материалами, маркируйте по ходу чтения основные положения, которые позволят сделать обобщенный письменный вывод после прочтения — в чем композиционные и языковые особенности проблемной статьи — и оформить их в таблицу.

Проблемная статья — это рассуждение проблемного характера. Изменения в общественном развитии всегда связаны с возникновением и необходимостью разрешения проблемных ситуаций. Особенно много проблем встает перед обществом на переломных этапах его истории. Поиск путей для их разрешения, начинающийся обычно с размышлений и обсуждений, находит свое отражение в проблемных статьях.

В статье поднимаются важнейшие общечеловеческие проблемы. Задача автора статьи — привлечь внимание читателя к актуальной злободневной проблеме, убедить его в справедливости высказанной мысли, побудить думать и размышлять по поводу прочитанного и соотносить свое представление о предмете разговора с авторским.

Часто проблемная статья имеет дискуссионный характер: в ней излагаются и аргументируются различные точки зрения на проблему, подходы к ней, пути и способы ее решения, обосновываются концепции.

Обычно статья начинается с постановки проблемы. В основной части автор анализирует рассматриваемое явление, раскрывая проблему, используя для доказательств логические доводы (аргументы), примеры. Факты играют, как правило, вспомогательную роль, являются иллюстрацией сказанного и подтверждают теоретические положения. Они служат отправной точкой для развития мысли автора, аргументируют ее. Заканчивается статья, как правило, выводом, заключающей мыслью, подводящей итог всему сказанному.

Особенность построения проблемной статьи связана с типом речи — рассуждением-объяснением или рассуждением-доказательством. Как правило, в ведущий тип речи логично и стройно вписываются два других типа речи — описание и повествование, придающих проблемной статье художественную выразительность и языковую привлекательность.

Основная мысль, требующая доказательств, — тезис — формулируется по-разному: он может быть заключен в одном повествовательном предложении (Благодарность — это способность не просто ценить то хорошее, доброе по отношению к нам окружающих, но и умение в знак признательности совершать ответные благородные поступки, признак благородства души человека), может быть сформулирован в форме вопроса и ответа на него (Разве благородство — это только способность ценить то хорошее, доброе, что сделали для нас окружающие? Конечно нет, это еще и умение в знак признательности совершать ответные благородные поступки, проявляя благородство души).

Для связи аргументов с тезисом в статье используются союзы (так как, потому что, хотя, тем не менее и др.). Вывод обычно присоединяется словами итак, таким образом, следовательно, значит, поэтому и др.

Выбор языковых средств зависит от авторской задачи статьи. Для нее характерна информационная насыщенность речи, конкретность, лаконичность, экспрессивность изложения. На лексико-фразеологическом уровне характерно употребление слов общественно- политического звучания (политическая ситуация, демократическая свобода, обстановка накаляется, экономика страны, в ходе референдума, экологический кризис и др.), использование оценочной лексики (хорошо, недопустимо, благородно, несовременно и др.).

На синтаксическом уровне используются сложные предложения с придаточными изъяснительными, причины, условия, следствия; побудительные предложения; риторические вопросы, восклицательные предложения, вводные слова для оформления мыслей в тексте- рассуждении и для выражения авторской позиции; обращения к читателям, предложения с уточняющими обособленными членами.

Особенности проблемной статьи

композиционные

языковые



Задание 13. Прочитайте статью М. Веллера «Разрушительные теленовости», маркируя по ходу чтения ключевые слова текста, и выполните задания:

  • отметьте слова и предложения, характеризующие автора;

  • сформулируйте общественно важную проблему и авторскую позицию;

  • составьте смысловой план, ориентируясь на структурный план:

1. Тезис.

2. Доказательства:

а)

б)

в)

Вывод.

Разрушительные теленовости

Жителю России ежедневно формируют мировоззрение катастрофического периода. Он, житель России, уже свыкся с выживанием среди наводнений, ограблений, обрушений и взрывов. Поселки смывает, здания горят, самолеты падают, автомобили сталкиваются, поезда сходят с рельс, а вот интервью с вором, а это трупы боевиков. Теперь про погоду.

Итак. В России, ежегодно, гибнет на дорогах — 30 000. Тонут — 15 000. Опиваются спиртным — 40 000. Убивают — 30 000. Пропадает без вести — 30 000. Падают с крыш, балконов, окон, деревьев, столбов — десятки человек по стране в день. Суют в станки все части тела и отрывают — ежедневно. Кусаются псами, бодаются быками — что ни час. Кончает самоубийством, вешается, вскрывает вены, бросается под поезд — 25 000 в год. Сосульками с крыш по голове — десятки трупов по стране каждую весну. Бьет током в ванных — чище электрических стульев в старой Америке. Еще можно насмерть подавиться шашлыком и запариться в сауне.

То есть, независимо от экстраординарных событий, телевидению хватит в любой миг и ординарных, чтобы выпуск новостей превратить в репортаж из гибнущей цивилизации. Ресурс несчастий у нас — единственный, которому не грозит истощение. Кажется, что Россия закончит свое существование, а несчастья все еще будут продолжаться.

Однако. Вот в Америке. Там торнадо и ураганы просто беспрерывно. Сдувает и смывает еженедельно целыми поселками. С убийствами и катастрофами у них чуть похуже, чем у нас, но вполне достаточно, чтобы заполнить сотню федеральных каналов на 24 часа в сутки. Однако страстей в США по ящику куда и куда меньше наших.

Экстаз саморазрушения охватил русское ТВ?! Почему наши новости, ежедневные, многоразовые, сделаны почти исключительно в жанре как раз телекатастроф и происшествий? В стране происходит хоть что-то, кроме указов президента и катастроф?!

Объясняю. Катастрофа — это рейтинг передачи. Рейтинг — это стоимость телерекламы. Рекламный блок при новостях — это доход телеканала. Телеканалы кормят народ катастрофами, потому что им за это платят рекламодатели.

Что толкают рекламодатели? Импортный западный ширпотреб. Русское телевидение кормит сведениями о сплошных несчастьях народ, формируя у него пессимистическое мировоззрение, пофигизм, неврозы, неуверенность во всем окружающем, садистские наклонности и мазохистский национальный комплекс, чтобы западный производитель сбывал больше товара на российском рынке.

...Ну — кого еще сегодня убили? Что сгорело? И немедленно заесть это «Данон».

(По М. Веллеру)

Задание 14. Проанализируйте статью А. Лиханова и письменно ответьте на вопросы: чем встревожен автор? Актуальна ли проблема, поднятая им? Каким образом формулируется основная мысль? Доказательна ли она? В чем выражается авторская позиция?

Пустеют наши библиотеки. Наплыв народу — в дни студенческих сессий и выпускных экзаменов. Много мудрых мыслей пылятся на полках невостребованными, непрочитанными. Мысль же о книгах на книжных полках отдельных квартир приводит меня в трепет. Эти книги — в массе своей — напоминают узников, замкнутых в оковы стеклянных шкафов, так и не допрошенных с пристрастием. Подумать только — пять миллиардов книг во всех библиотеках страны и тридцать — в шесть раз более — в домах людских. Узнать бы еще — сколько их, так ни разу и не раскрытых?

И вот уж грешная мысль неотвязно следует за мной. «Духовной пищей никого не удивишь», — может, не удивишь потому, что слишком много ее? Слишком доступна, близка, а оттого и цена ей меньше? Слишком легко попасть в музей — не оттого ли люди, живущие с ним по соседству, так ни разу в нем и не бывали? Не потому ли есть москвичи, не знающие, где «Третьяковка»?

Нет ли печальной закономерности в таком постулате: дешево то, что доступно, дорого то, что редко. А если «духовная пища» дешевеет рядом с нехваткой материального, не возникает ли переоценка ценностей? Переоценка, когда удивишь новомодной кофточкой, но не удивишь стародавними «Опытами» Мишеля Монтеня, «Войной и миром» Толстого, стихами Тютчева, старым мхатовским спектаклем, записанным на видеопленку, или картиной Александра Иванова «Явление Христа народу»?

Мне могут возразить, что высокая оценка кофточки отнюдь не противоречит восхищению картиной Александра Иванова или достойной книгой. Согласен — но при одном условии: если кофточка, выстраиваясь в ряд с новомодными сапогами, дубленкой, диваном и ковром, в сознании человека не приобретает больше никаких иных свойств, какими могут обладать удобная одежда и нормальная обстановка. Если же одежда начинает обретать черты престижности, «культурности», даже, если хотите, социальности, если погоня за материальным оборачивается целью жизни, смещение ценностей в системе нравственных координат становится совершенно определенной силой. Преувеличивая значение вещей, человек автоматически преуменьшает значение «пищи духовной».

(По А. Лиханову)

Задание 15. Прочитайте фрагмент статьи С. Соловейчика. Над какими вопросами размышляет автор? Сформулируйте проблему, прокомментируйте ее. Согласны ли вы с позицией автора? В чем автор статьи хочет убедить читателя? Укажите особенности построения (композиции) и языка статьи.

Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчетливо противопоставляется миру интеллекта. Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? Что страсти? Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. А что делать чувству возле конвейера? И как чувством управлять?

Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. Вода — соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а все-таки водой.

Развитый ум, соединенный с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьезное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. Но чем будут отличаться новые образованные люди? В чем их благородство? «В интеллигентности» — был ответ. В благородстве духа. Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. Интеллигентность то же, что и духовность, но в основе ее вера в

правду, порожденная разумом и образованием. Интеллигент — человек, соединяющий в себе знания и нравственность. На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

  В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не темные, необразованные работники — их все меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

Будем растить ребенка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С. Соловейчику)

Задание 16. Прочитайте высказывания-тезисы, раскройте их смысл. Предположите, что это начало будущей проблемной статьи. Каким могло бы быть развитие авторской мысли? Напишите свои рассуждения по одному из тезисов.

1) Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своем совершенстве непременно пленительно. Дело художника — выразить свое видение мира, и другой цели оно не имеет (М. Гершензон).

2) Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Но главное качество такого человека — это любовь к людям и своему делу (Б. Васильев).

Задание 17. Прочитайте фрагменты статей публицистов С. Львова и Л. Фридмана. Над какими проблемами размышляют авторы? Какие аргументы приводят для подтверждения своей позиции? Сформулируйте и прокомментируйте проблему и позицию автора по любому из текстов.

1) Бесконечно опасен крик в педагогике. В одном газетном очерке с восторгом описывался знаменитый тренер, работающий с детьми и подростками. Автор писал, что сей мастер своего дела бывает не сдержан и грубоват. Говорилось об этих качествах его натуры как о гранях самобытного таланта.

Если педагог не обходится без крика, значит, это плохой педагог. Мой собственный педагогический опыт говорит мне об этом. Однажды я не смог совладать с большой незнакомой аудиторией, которой читал хорошо подготовленную лекцию, — зал шумел. Я повысил голос. На мгновение стало чуть тише. Потом снова шум. Я заговорил еще громче. Опять минута относительного внимания, и снова шум. Я заговорил уже не «форте» — «фортиссимо». Тот же результат! Мои голосовые возможности были исчерпаны, а тишины и внимания я так и не добился.

Став опытнее, я узнал: если класс, студенческая или иная аудитория шумит, надо говорить не громче, а, наоборот, тише. В зале возникнут островки внимания. Те, кому интересно узнать, а что все-таки там говорят? — сами заставят замолчать соседей. Внимание разольется по залу.

Мне часто приходилось выступать в школах. Я почти всегда знал наперед, каким окажется общение с юной аудиторией — раскованным, радостным, творческим или напряженным и тягостным. Важнейший признак — звучат ли в вестибюле и коридорах громкие окрики педагогов, или все пожелания, замечания, требования высказываются спокойными голосами. Школа, где по ушам бьет крик, как правило, плохая школа...

Крик — маска профессиональной некомпетентности! Отсталости. Понимать это очень важно. Бороться с тем, чем порождено это явление, еще важнее.

(По С. Львову)

2) Какое самое большое наказание для человека? Лишение свободы! Уже это одно показывает, какое огромное значение имеет свобода для человека. Вообще под свободой понимают возможность народа, социальной группы или отдельного человека в каждый момент своей жизни сделать выбор (а жизнь — это всегда выбор того или иного действия, деятельности, пути развития) в соответствии со своими целями, желаниями, убеждениями и взглядами и нести ответственность за последствия своего выбора.

Последнее — ответственность за последствия выбора — очень важный компонент свободы, ибо когда народ, социальная группа или отдельный человек не желают нести ответственности за последствия выбора, то это не свобода, а вседозволенность, своеволие, попирающее все нравственные и общественные законы и нормы взаимоотношений народов и людей. Ведь всякий выбор народа или человека затрагивает интересы и свободу других народов и людей. Поэтому народ или человек, не желающие нести ответственность за свой выбор, становятся по отношению к другим народам и людям агрессорами, преступниками.

Свобода — это важнейшее и первейшее условие развития и прогресса каждого народа и каждого человека. Поэтому свободу прославляют, поют ей песни, сочиняют гимны. Чингиз Айтматов сказал о свободе: «Свобода личности и общества — это наипервейшая неизменная цель и наиглавнейший смысл бытия, и ничего важнее в историческом плане быть не может, это наиглавнейшее прогресса, а стало быть, благоденствия государства».

Самостоятельный человек чувствует себя свободным, а его свобода зависит от важности и величины доступных ему жизненных выборов. Образованный человек свободнее неграмотного, но у него больше ответственности за выбор, ибо его поступки влияют на его судьбу. Несвободного человека наказывает кто-то (родители, сверстники, закон), а свободного человека за неудачный выбор наказывает в первую очередь жизнь. Свобода человека определяется источником наказания за ошибки: у свободного человека источник наказания в нем самом, его наказывает его собственная совесть. Любую инициативу можно проявлять, любое творческое дело можно выполнять лишь будучи свободным. Вне свободы невозможно никакое творчество, никакое новое дело, новое начинание, самостоятельная деятельность.

Однако нравственная свобода (т. е. свобода выбора, ограниченная нравственными законами) каждого народа и каждого человека очень ограничена. Ведь народы и люди, живущие рядом, а их очень много, обступающие этот народ и человека со всех сторон, тоже хотят свободы, и они имеют на это не меньшее право. Следовательно, нравственная свобода каждого народа и человека кончается там, где начинается свобода других народов и людей.

(По Л. Фридману)

Задание 18. Приведите аргументы, подтверждающие следующие тезисы:

1) «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу» (П. Чайковский).

2) «Годы детства — это прежде всего воспитание сердца» (В. Сухомлинский).

3) «Народ умирает, когда становится населением, а населением он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф. Абрамов).

  4) Разлука с родиной — большое испытание для человека.

5) Истинная честь состоит в том, чтобы поступать по законам совести.

Задание 19. Прочитайте вывод, которым заканчивается проблемная статья. Как вы думаете, каким может быть тезис? Сформулируйте его и запишите.

1) «И вновь, как прежде, возникает вопрос: нужна ли вообще такая литература, или лучше уж пусть совсем ничего?» (А. Павловская)

2) «Если я не могу изменить мир и других людей, то, может быть, я могу измениться сам? Подумайте на эту тему!» (В. Шахиджанян)

3) «Но вот вопрос, сделала ли техника могучим простого человека, одного человека, человека как такового? Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой точки зрения?» (В. Солоухин)

4) «Говорят: спешите делать добро! Это правильно. Но добро, не сделанное вовремя, это полбеды. Беда, когда вовремя не исправлено зло, пусть даже причиненное невольно. Спешите исправить его!..» (С. Львов)

5) «Лишь очень немногие книги всегда достойны внимания истинного читателя. Такие книги называются классическими» (С. Соловейчик).

Задание 20. Просмотрите номера популярных газет «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты» и др. Найдите в них примеры проблемных статей. Определите их тематику. Волнуют ли вас проблемы, поднятые авторами? Проследите, как авторам удалось привлечь внимание читателей к обсуждаемым проблемам.

Задание 21. Прочитайте сочинение, написанное в жанре проблемной статьи, и проанализируйте его. Какова цель и задача автора, как это выражено в заглавии статьи? К какой проблеме привлекает внимание автор, какова тональность его рассуждений? Соблюдены ли жанровые и языковые особенности? Напишите рецензию на сочинение.

А хочется-то — жить!

Все мы так или иначе сталкивались с несовершенством системы наших жилищно-коммунальных служб, но чаще, слегка повозмущавшись у себя на кухне или во дворе с соседями, мы просто забываем об этом, откладываем эти вопросы с мыслью, что одна жалоба, один случай ничего не изменят, да и кто будет просить за нас, кто нас поддержит в борьбе со вполне отлаженной системой?

В течение двух лет я проживала на верхнем этаже пятиэтажного дома и наблюдала, как ветеран войны, защитник Сталинграда не может выйти на улицу, чтобы подышать свежим воздухом, так как лифт в нашем доме не был предусмотрен изначально. И единственный свежий воздух, и виды улицы, доступные герою войны, — это воздух и виды с балкона.

Немногочисленные, к сожалению, ветераны войны, инвалиды и пенсионеры, живущие в подобных домах, — не единственные жертвы подобных жилищных конструкций, вечно сломанных лифтов, разбитых лестничных пролетов. Моя сестра проживает в подобной пятиэтажке. Лифта в доме нет. Но есть двое маленьких детей, которым для полноценного развития необходимы прогулки на свежем воздухе. Сделать это довольно проблематично с учетом того, что необходимо спустить и потом поднять обратно коляску и двоих детей. В подъезде нет ни оборудованного помещения для временного хранения колясок, ни пандусов, ни каких-либо других приспособлений, облегчающих жизнь вышеуказанным категориям граждан. К слову сказать, в том же подъезде, где живет сестра, проживает еще пять семей с детьми младше четырех лет. И всем мамочкам приходится сидеть в четырех стенах, маяться от жары в тесном помещении, ожидая, пока кто-нибудь из родных сможет им помочь, либо напрягать все свои силы, которые они могли бы потратить на игру, развитие способностей малыша, на «тягание» коляски по этажам.

Казалось бы, это единичные случаи. Но нет, новое жилье — проблемы старые. Еще пример — еще один ветеран, из квартиры напротив. В то время как молодые жильцы нашего подъезда давно поменяли себе двери на красивые железные типа «Бульдорс» или еще что-то новомодное, у Николая Николаевича старенькая дверь — даже без дверной ручки. Она давно сломалась, а помочь старику некому. А ведь регулярно управляющие компании и прочие службы получают определенный процент из пенсии старика. Насколько тяжело тащить на себя скрюченными от артрита и других старческих болячек скрипучую дверь, используя при этом только ключ, знает лишь сам ветеран.

Следующая проблема, с которой сталкиваемся мы у двери подъезда, — разбитое бетонное крыльцо. Если уж я, молодая девушка, периодически спотыкаюсь и сбиваю себе ноги об эти четыре ступеньки, то каково пенсионерам, которые с трудом передвигают ноги?

Еще одна проблема — старый водопровод. Через месяц после заселения в «новую», но с многолетним стажем квартиру я проснулась от грохочущих звуков водопада... прорвало трубу у соседей сверху, затопило коридор, замкнуло проводку. И, как оказалось, никто даже не знает телефонов аварийных служб, потому что их просто нет. А ведь как было бы просто, если бы в нашем подъезде находился стенд с актуальной информацией, типа контактов первой помощи в разных ситуациях, планового расписания или графика проверки систем (газовое, электрическое, водопроводное снабжение).

Кому говорить о своих проблемах, с кем поделиться? С коммунальными службами у нас только одно общение — «квитанционноденежное»: они нам квитанцию на оплату, мы им деньги по тарифу. Вот если бы в каждом подъезде находился тот же самый ящик с предложениями, в который можно было бы опустить свое предложение или заполненную анкету, которую коммунальные службы и управляющие компании рассылали бы жильцам вместе с теми же квитанциями! Ведь большинство граждан от решения насущных бытовых вопросов удерживает именно процесс траты времени: пойти в ЖКХ, ждать, писать, снова ждать, а, как известно, время — деньги.

Проблем много, но в череде событий, трудовых будней мы привыкли не обращать на все неудобства внимание. Разбито крыльцо — буду наступать на целые части ступеней и не ходить в темное время суток, сломан почтовый ящик — ну и ладно, есть электронная почта. Приспосабливаться — вот что остается нам сейчас делать. А хочется-то — жить!

(Екатерина Б.)

Задание 22. ПРОБА ПЕРА. Напишите сочинение в жанре проблемная статья по выбранной вами актуальной проблеме (например, проблеме самообразования и самовоспитания, приобщения детей к чтению и формированию читательского вкуса, выбора профессии, формирования успешной личности, поиска смысла жизни и др.). Помочь справиться с этим заданием вам поможет памятка «Как написать сочинение- рассуждение в жанре проблемной статьи?».

Памятка

Как написать сочинение — рассуждение в жанре проблемной статьи?

  1) Подумайте и решите, о какой значимой проблеме вы будете писать, насколько она актуальна для современного читателя.

  2) Оцените свое отношение к предмету разговора, сравните его с другими точками зрения, сформулируйте собственную позицию.

  3) Подберите и сформулируйте аргументы в защиту своей точки зрения. Помните, что сила статьи — в доказательности, убедительности мысли и обоснованности вывода.

  4) Соотнесите поставленную речевую задачу с композицией вашего текста-рассуждения: в одном случае используется прямой порядок рассуждения (тезис — доказательство — вывод), в другом случае — обратный (один из примеров-доказательств — тезис и т. д.). Помните, что финал статьи может быть открытым, дающим право читателю самому сделать вывод о предмете разговора. Такое заключение оформляется многоточием или риторическим вопросом.

Удачи вам и творческого вдохновения!