Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000
Часть первая
Занятие 11. Как работать с текстом. Цитаты
Можно ли представить скульптора, который игнорирует, не принимает во внимание тот материал, из которого создаются его творения? Нельзя? А художника, который создает свой живописный шедевр с помощью красок, но... без полотна?.. К чему все эти вопросы? А вот к чему. Школьное сочинение — это, как правило, работа по литературе, то есть на материале художественного произведения. Как ни странно, встречаешь массу школьных сочинений, в которых этот «материал» игнорируется, а значит, авторская идея, авторская мысль вполне может быть подменена собственной гипотезой. (Вспоминается сочинение, в котором, упоминая о повести А. С. Пушкина «Дубровский», автор с упоением писал о трогательной любви Марьи Кириловны к несчастному Владимиру Дубровскому и ни за что не хотел поверить, что у Пушкина «не так». Пришлось обратиться к тексту: «Она решилась идти на свидание, но колебалась в одном: каким образом примет она признание учителя, с аристократическим ли негодованием, с увещаниями ли дружбы, с веселыми шутками или с безмолвным участием...»)
При работе над сочинением главное — знание текста и постоянное к нему обращение, опора на текст. Текст художественного произведения — это источник наших впечатлений, мыслей, это материал для творчества.
Как же осуществляется эта опора на текст на практике? Конечно, работая над сочинением, не обойтись без элементов сжатого пересказа. Но пересказ должен быть минимальным, сжатым — и только там, где без него действительно нельзя обойтись.
С пересказом содержания вообще надо быть очень осторожным: ни в коем случае нельзя подменять свое сочинение пересказом художественного произведения. Согласитесь, что лучше, чем это сделали Толстой, Тургенев и другие мастера искусства слова, вы (пока, во всяком случае) не напишете, так зачем же и «соревноваться»? Пересказ лирического произведения совершенно недопустим, он просто убийствен, так как мгновенно разрушает «первоисточник».
В качестве иллюстрации к этой мысли: таким «запрещенным приемом» воспользовался Д. И. Писарев, чтобы разрушить очарование пушкинской лирики. Помните любимые строки:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Писарев соединяет с вольным прозаическим пересказом лирических строк поток своего язвительного красноречия: «Дифирамб Пушкина в честь прекрасного союза, который неразделим и вечен, очень напоминает тон безукоризненно-официальных речей, произносимых, после жаркого, во славу благодетельного начальства... Как вам нравится, например, тот возглас, что им целый мир чужбина и что их отечество исключительно в Царском Селе?.. Надо быть совершенно исковерканным человеком... чтобы говорить такие приторные и заведомо ложные комплименты школьным товарищам и друзьям детства».
Да, славу русского Герострата Писарев действительно заслужил, но мне этим примером хотелось бы показать другое: как страшен, разрушителен пересказ для лирики. Только пушкинский гений мог устоять перед такой, мягко говоря, некорректной критикой. Можно и нужно говорить о поэзии (о своих размышлениях, впечатлениях, восприятии поэтических строк), но нельзя пересказывать содержание лирического произведения.
Но главная опора на текст — это цитаты. Сочинение по литературе без цитат немыслимо. Если вы пишете без литературного источника — цитируйте по памяти. Краткие цитаты (вроде гоголевского определения Плюшкина — «прореха на человечестве») легко запомнить. Готовясь к вступительному сочинению, можно выписать и выучить несколько «универсальных», то есть подходящих к разным темам, цитат.
Когда пишется сочинение в школе, текст, как правило, под рукой, и здесь цитировать проще.
Цитаты вводятся по-разному: как прямая речь, как фрагмент вашей авторской речи, при помощи вводных слов. Цитата из стихотворения записывается без кавычек, если она пишется «столбиком»*. Если же поэтическую речь мы записываем «в строчку», то начало каждого стиха обозначается заглавной буквой. Вот фрагменты из школьных сочинений с разными способами цитирования.
* Так же без кавычек записывается и эпиграф. Нужно помнить, что эпиграф обязательно сопровождается указанием на источник высказывания, причем вполне «законна» любая подпись (вспомним слова, которыми сопровождает Н. А. Некрасов эпиграф к стихотворению «Железная дорога»: «Разговор в вагоне»).
«Одновременное появление „Гамлета" и „Дон Кихота" нам показалось знаменательным», — пишет И. С. Тургенев в своей статье «Гамлет и Дон Кихот».
«Главный герой романа И. С. Тургенева „Отцы и дети" предстает перед нами человеком „высокого роста, в длинном балахоне с кистями“, с лицом „длинным и худым, с широким лбом... большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету“». (Если цитата довольно длинная или какие-то слова автору сочинения не нужны, их можно опустить и заменить многоточием.)
«В стихотворении воспроизводится весь психологический процесс, в ходе которого, по словам А. Я. Слонимского, мы „проделываем путь от безнадежного отрицания к оптимистическому оправданию жизни“».
«В стихотворении происходит перелом, знаменующий, как мне кажется, перелом в мыслях и чувствах автора:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Именно в этом „и пусть“ выражается авторское примирение с общим ходом жизни».
Цитата может быть совсем маленькой (одно-два слова), но слова эти необходимо выделять кавычками, иначе это плагиат (литературное воровство).
В цитате нельзя допускать искажений, замены слов, изменения знаков — это фактические ошибки. Правда, в разных изданиях допускаются порой разные написания одной и той же строки или слова. Если вы чувствуете свою уязвимость, сделайте сноску и сошлитесь на издание, по которому цитируете.
Цитатой вы подтвердите свои мысли — или, наоборот, цитата может послужить начальным звеном в ваших рассуждениях.
Но нельзя пересказывать цитату и тут же приводить ее в качестве подтверждения своего пересказа, — получается «масло масляное» (одно и то же сказано дважды).
Пример неправильного обращения с цитатой из замечательной книги Е. Полтавец «Как писать сочинения», под рубрикой «Так нельзя!»:
«Татьяна суеверна, для нее характерны предчувствия, вера в сны, приметы, гадания:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Зачем же автор сочинения пересказывает целых четыре строки? Или ему кажется, что Пушкин не совсем понятно выразил свою мысль?» (Е. Полтавец. Как писать сочинения. — М., 1999. С. 16.)
Умелая цитация не только украшает сочинение и не только является доказательством объективности суждений его автора. Цитаты создают в сочинении необходимый эмоциональный настрой, сообщают вашей работе ту незримую атмосферу, которая присутствует в художественном произведении. Но главное — они «подтягивают» вашу речь, чтобы она как можно больше соответствовала уровню мастерства писателя, с произведением которого вы работаете.
Использование цитат, постоянная опора на текст заставляет школьников забыть извечный вопрос: «А каким должен быть объем сочинения?» Если уж отчего и страдать, так от излишнего объема, от невозможности выложить на бумагу все свои мысли и впечатления. Но нужно помнить, что цитат не должно быть слишком много. Правда, никто никогда не вел арифметический подсчет, сколько их должно быть; просто общий объем цитат не должен «перевешивать» ваш собственный текст. Поэтому избегайте пространных, затянутых цитат: цитата должна быть небольшой, точной и либо иллюстрировать, подтверждать авторскую мысль, либо способствовать ее развитию, «движению».
Мы уже говорили, что неприлично переписывать чужие мысли, выдавая их за свои, в надежде, что экзаменатор незнаком с литературоведческой или критической статьей, которая послужила первоисточником (расправа с такими «копиистами» бывает жестокой —и поделом!). Но очень ценно, когда в своем сочинении вы опираетесь на те же самые мысли (цитируя или пересказывая их), называя имя автора. Это говорит о вашей осведомленности, начитанности, культуре. Забыли имя автора, слова которого хотелось бы привести в качестве цитаты? Напишите так: «В одной из современных литературно-критических статей...» Вполне допустима ссылка и на школьный учебник.
Правда, называя имя автора, приводимого вами высказывания, старайтесь не допускать панибратства типа: «Я согласен с Пушкиным (Тургеневым, Достоевским) в том, что...» Напоминает хлестаковское: «С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: „Ну что, брат Пушкин?.."»
Да и главное не в том, согласны или не согласны вы с той или иной точкой зрения. Жизнь (и искусство — а значит, и литература) имеет не два цвета — черный и белый. Избегайте категоричности. Наше с вами читательское дело — наблюдать, изучать художественное произведение, размышлять над ним, отыскивая то, что роднее, ближе к сердцу, — и собственные наблюдения вплетать в нить размышлений над литературным материалом.