Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000
Часть первая
Занятие 13. О жанре школьного сочинения
Школьное сочинение в обычной, общепринятой его форме — это уже жанр, вполне сложившийся и устоявшийся. По сути это рассуждение на литературную тему. Все мы знаем, как оно строится. Оно трехчастно: вступление — основная часть — заключение. Проблема, заявленная в предложенной на уроке (на экзамене, в домашнем сочинении) теме, должна быть понята пишущим и поставлена (подчеркнуто резко, «выпукло») во вступлении к сочинению (или в самом начале основной его части). Для «надежности» можно повторить, слегка перефразировав, слова формулировки. Это — первое. Поставив проблему, мы с разных сторон ее рассматриваем. Высказываем свои суждения, опираясь на текст. Это — самая большая часть сочинения, недаром же она называется основной. С каждым абзацем основной части (абзац — как этап пути, по которому движется наша мысль) мы приближаемся к решению заявленной в начале работы проблемы. Наконец мы «суммируем» свои высказывания, делаем краткий вывод. Это — заключение. Композицию школьного сочинения-рассуждения можно изобразить и схематично:
Интонация заключения может быть очень разной — в зависимости от той мысли, к которой вы приходите в конце работы. Вы убеждены сами и убедили своего читателя — значит, точка. Конец работы эмоционален — знак восклицательный. До решения поставленной проблемы еще далеко, а может, вы вышли на ее более глубокий уровень, — знак вопроса. А многоточие — это знак недосказанности, намека, незаконченного размышления...
Идея автора (ваша идея!) — это тот ветер, который наполняет паруса и движет ваш корабль-сочинение в нужном направлении по морю вопросов и проблем, поднимаемых в произведении. Эту идею — ваш авторский замысел — необходимо определить (прежде всего для себя), вчитавшись в формулировку темы. Без понимания того, что требует от вас, автора, эта формулировка, не начинайте писать работу. Перечитайте формулировку несколько раз, вдумываясь в нее, выстраивая общий ход будущих рассуждений. Это очень важно, ведь в сочинении каждая его часть должна быть связана с замыслом автора — от первой до последней строки.
Самое главное в работе над сочинением — избавиться от скованности, недоверия... к самому себе, к тому, что ваши мысли могут быть кому-то интересны. Следует только помнить, что у вас есть незримый собеседник (если хотите — воображаемый) — ваш читатель. Писать нужно, добиваясь того, чтобы любая ваша мысль, ассоциации, намеки были понятны читателю.
Сочинение — работа для каждого ученика вполне посильная. Что требуется от пишущего?
— Знание текста;
— умение выстроить связный текст, развернутое высказывание на заданную тему;
— владение правильной литературной речью и орфографической и пунктуационной грамотностью.
Проанализируйте, какая часть этой «триединой задачи» вызывает у вас наибольшие трудности, и работайте над собой в нужном направлении.
Рассматривать особенности сочинения лучше не в теории, а на примере конкретной работы, что мы и сделаем во второй части книги — практикуме. Там мы встретимся со школьными сочинениями разных жанров — рассуждением, дневником, рецензией, эссе, анализом эпизода художественного произведения, анализом поэтического текста. Именно последний из названных жанров сочинений представляет наибольшую трудность для учащихся, поэтому остановимся на нем подробнее в следующей главе.