Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000
Часть вторая
Занятие 15. Не говори красиво!
Лучший способ совершенствования в любой области — посмотреть, как делают другие, и сопоставить с собственным уровнем, при этом «позаимствовать», «присвоить» хорошее.
Перед нами — своеобразный практикум. Мы читаем не теоретические главы, а сочинения других учащихся и на полях записываем карандашом свои замечания. После каждого сочинения идет комментарий к нему. Познакомившись с ним, полезно было бы перечитать сочинение снова. Итак, теперь наши занятия — это анализ сочинений.
Сочинение третье
Почему я люблю писать сочинения
Однажды я была в гостях у подруги, и мы играли в прятки. Я не знала, куда мне спрятаться, и, открыв первую попавшуюся дверь, тихо вошла в комнату. Там за столом сидела девочка лет семи-восьми и, сгорбившись, сосредоточенно смотрела в тетрадь. Когда она меня увидела, то сказала, что ее зовут Света и что учится она во втором классе. На мой вопрос:
— Что ты пишешь?
Она ответила:
— Сочинение. Ух, нудное занятие!
— Нудное? Странно... А я так люблю писать сочинения!
— Почему тебе это нравится?
Тут я начала объяснять:
— Ведь сочинение — это занимательное путешествие в душу человека-автора, так как частичка внутреннего мира обязательно присутствует, живет в сочинении.
— А откуда там, в сочинении, эта частичка?
— Ну, наверное, потому, что человеку общительному всегда хочется открыться, «распахнуть окно своего сердца» перед другом. Сочинение помогает ему сделать это. По словам, по речи, по выражениям мы можем судить о чувствах человека и его мыслях — ведь там обязательно присутствует частичка души. В некоторые моменты мне даже хочется освободиться от обременительного одиночества души...
— И как же ты избавляешься от него?
— Не перебивай, пожалуйста! Гм... На чем я остановилась? А, вот. Я тогда открываю «волшебным ключом» — сочинением путь к моему внутреннему миру через слова, которые я использую в сочинении.
— Но разве тема сочинения всегда совпадает с твоим настроением?
— Нет, не всегда. Но ведь в любой момент я могу написать то, что у меня на душе. А потом перейти к теме.
Но тут нам пришлось прервать разговор, так как Маша вошла в комнату, и я нырнула за занавеску. Маша спросила у Светы, была я здесь или нет, получила отрицательный ответ и, пожав плечами, вышла.
— Ты молодец, что меня не выдала! — шепотом поблагодарила я, отойдя от окна.
— Я вот тут подумала, — вернулась к нашему разговору Света, — если тебе нравится писать сочинения, то это хорошо. Но есть ли в них что-нибудь полезное?
— Ну, знаешь, обычно, когда человек пишет сочинение, он может придумать разные сочетания слов и тем самым развивать умение красиво говорить.
— Но писать сочинение — долго и утомительно!
— Да, ты права. Но все же, если любишь это занятие, ты каждый раз сможешь «выудить подходящую рыбку из водоворота мыслей», и все будет быстро.
— А если тебе никак не настроиться? Ведь бывают такие моменты, когда хочется почитать книгу или посмотреть телевизор!
— Да, это трудный вопрос... Наверное, в таком случае человек, который не любит придумывать, может совсем не заниматься сочинением, а человек, любящий это занятие, обязательно сосредоточится над темой, например прочитав название или план несколько раз.
— А мне почему-то больше нравится писать изложения... Это плохо?
— Почему же? Это нормально! Изложение — близкий друг и родственник сочинения. Ты же тоже отчасти сочиняешь после прослушивания текста. Но все-таки сочинение полезнее, увлекательнее и... легче!
— Почему легче?
— В сочинении ты высказываешь все свои мысли, это свободный рассказ. А изложение — пересказ! Надеюсь, теперь ты поняла, что придумывать сочинения очень полезно, занимательно и весело! И совсем не нужно говорить, что это трудно! Тебе будет легко писать, рука будет сама выводить нужные слова, когда знаешь, что это так нужно и интересно — писать сочинения!!!
Но, наверное, я зря это громко воскликнула, потому что тут же вошла Маша и, схватив меня за руку, увела с собой. В последний момент я увидела, что Света со счастливым видом помахала мне рукой и начала что-то аккуратно выводить в тетрадке.
(Е. Вороная, 5-й класс)
Возможно, вам показалась странной эта работа. Конечно, ведь она принадлежит пятикласснице и несет в себе черты этого возраста — наивность и доверчивость. Задача, которая ставилась перед маленьким автором, была такой: написать сочинение-рассуждение в форме диалога (задача для 5-го класса довольно трудная). Предложено было три темы: «Почему я не люблю писать сочинения», «Почему я люблю и не люблю писать сочинения», «Почему я люблю писать сочинения».
Автор сочинения теперь намного старше, заканчивает школу и пишет сочинения гораздо совершеннее этого. Приведенная здесь работа небезупречна (да и что такое «безупречное школьное сочинение»? Существует ли оно в природе?), но многим привлекательна. Прежде всего — своеобразием формы. Диалог можно рассматривать и как особый жанр школьного сочинения. Но чтобы успешно «работать» в этом жанре, нужно свободно владеть письменной формой разговорной речи (как писал Горький о Лескове, «разговаривающим» стилем речи), при этом владеть нормами литературной речи и — главное! — писать не о пустом, а о важном, о том, что требуется для полного раскрытия темы сочинения. Посмотрите еще раз, как справляется с этим маленький автор. Несмотря на кажущуюся простоту речи, в работе много дельных мыслей о «природе» сочинения, аргументация очень убедительна. Постарайтесь отметить достоинства сочинения знаком «+» на полях.
Интересен, хотя и достаточно сложен, и жанр диалога. Может, это ваш жанр? А собеседник может быть разным — в том числе и воображаемым... Начинающие «сочинители» пятиклассники очень любят писать сочинения в форме диалога, где «собеседником» является любимое домашнее животное. Удивительные получаются работы — теплые, добрые, полные фантазии... и серьезных размышлений.
Но вернемся к работе. Какие критические замечания вы бы высказали на полях? Отметим, конечно же, что выражение «умение красиво говорить» крайне неудачно. Старшеклассники помнят язвительное базаровское замечание: «О друг мой Аркадий! Об одном прошу тебя — не говори красиво!» «Красиво говорить» — не достоинство, говорить (писать) нужно связно, убедительно, выразительно, а главное — точно и дельно. Вспомним пушкинское: «Проза требует мыслей, мыслей и мыслей. Без них самые блестящие выражения ничему не служат».
Избегайте усложненных синтаксических конструкций с обилием придаточных предложений. В них легко запутаться, потерять нить рассуждения. Бессоюзные сложные предложения в силу более напряженной интонации гораздо выразительнее, а «смысловой диапазон» таких знаков, как двоеточие и тире, очень велик*.
* Если вы сейчас учитесь в 9-м классе и не изучали еще тему «Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении», загляните в конец учебника по русскому языку и «пройдите» тему самостоятельно. Это несложно и полезно!
И второе: не пишите о том, чего точно не знаете сами. Сочинение — вещь коварная: желание «выглядеть красиво», показать себя более знающим, чем есть на самом деле, часто приводит к обратному результату, к фактическим ошибкам. Помните рассуждения Базарова о Пушкине, которые приводят в такое негодование даже «покладистого» Аркадия Кирсанова?** Старайтесь, чтобы в ваших работах не было таких «досужих вымыслов». Прелесть сочинения в том, что это работа свободная, в нем все зависит от вас, и всегда можно построить свое высказывание так, чтобы обойти «острые углы незнания».
** Нельзя не отметить, что Базаров высказывается убедительно, со всей энергией и напором невежества, но вряд ли он так уж незнаком с творчеством Пушкина. Может, это просто эпатаж, способ вывести из равновесия собеседника?