Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000

Часть вторая
Занятие 16. Как работать с теоретико-литературным материалом

Сочинение четвертое

«Пушкин — всегда открытие, всегда тайна»

Многие поэты и писатели завоевали наше признание. Мы любим их, перечитываем, запоминаем их стихи. Но вот уже два столетия самое близкое и любимое для нас имя — имя Пушкина. Мы знакомы с ним с раннего детства, еще по сказкам, которые читали нам родители. Но мы взрослеем и начинаем сами открывать для себя его произведения, его стихи. И самые любимые из них остаются с нами уже на всю жизнь.

Открывать для себя Пушкина снова и снова, отыскивать новые грани его творчества — значит осознавать, что Пушкин — «всегда тайна», постичь которую сразу невозможно.

И постигнет ее лишь тот, кто будет внимательно, бережно «прикасаться» к каждому его произведению, каждому стихотворению. Одним из таких запоминающихся «прикосновений» к миру пушкинской поэзии стало для меня стихотворение «Анчар»:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Мы сразу погружаемся в «атмосферу» этого стихотворения, чувствуем его мрачный, «анчарный» колорит.

Пустыня и смерть пронизывают все стихотворение. Оно «злое», звуки его тоже «злые». Звукопись в первом же четверостишии рисует нам эту пустыню и древо яда: «В пустыне Чахлой», «АнЧар, как грозный Часовой». Но этот слог — не звучащий, а глухой. К тому же чуть ли не единственный выразительный звук во всем стихотворении. Звуков в нем... нет. Как это? Стихотворение молчит, оно «немое». В этой пустыне нет жизни, нет и звуков. Сюда «и птица не летит, и тигр нейдет». И эта синекдоха* ясно дает нам понять: мы не услышим пения птиц, журчания ручья и даже шороха листьев — одним словом, ничего. Даже царь своего раба посылает к анчару безмолвно, лишь «властным взглядом».

* Синекдоха — один из тропов, выразительное средство типизации. Здесь — единственное число в значении общего.

Размеренное, ритмичное, стихотворение предельно четко, почти однообразно:

Яд каплет сквозь кору,

К полудню растопясь от зною...

И дело не в том, что Пушкин выбрал для своего стихотворения ямб — короткий, энергичный размер; у стихотворения есть свой внутренний ритм, созданный предельно простым сочетанием слов. Предложения выстроены по самой обычной схеме: подлежащее, сказуемое (глагол). И в них практически нет средств художественной выразительности. Но несмотря на это, а вернее, благодаря этому и создается этот особый «анчарный» мир с его мрачностью и однообразием.

Один и тот же размер, одна и та же перекрестная рифма на девять четверостиший.

Однообразна даже интонация стихотворения. Обратимся к его знакам препинания, ведь именно они указывают нам на интонацию: точка, запятая, три тире на все стихотворение. Никаких многоточий, ни одного вопросительного или восклицательного знака, а только точка, запятая, точка...

И наступает кульминация:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

В предельно упрощенной, сведенной до лексического повтора строке — пушкинская «бездна пространства». Пушкин нарочно так зримо подчеркнул равенство этих двух людей. И тем противоречивее зазвучала следующая строка:

Послал к анчару властным взглядом.

«Властным взглядом» — человек имеет власть над человеком, власть даже не слова, власть взгляда.

В этой строке не только кульминация, здесь — одна из главных идей стихотворения: человеком мы не можем назвать того, кто посылает других на смерть, но человеком мы не можем назвать и того, кто безмолвно соглашается с любыми приказаниями, ибо человек есть существо свободное, не созданное жить и безмолвно умирать «у ног непобедимого владыки». И потому слово «человек» в стихотворении больше не встречается. Только слова «раб», «князь», «власть».

Итак, главная тема стихотворения — тема рабства, но не физического, а духовного. Это одна из ведущих тем в лирике Пушкина, целого ее пласта — темы свободы.

Разобраться хотя бы в одном стихотворении Пушкина — значит не только сделать для себя открытие, но и яснее понять, оглянувшись на все его творчество, сколько еще неизведанного есть в мире его музы, понять, что Пушкин — «всегда тайна».

(Н. Дмитриева, 10-й класс)

Эта работа написана в «экстремальных условиях» — на экзамене за курс девятилетней школы. Вы почувствовали, наверное, некоторое напряжение, скованность автора. Конечно: всего за четыре часа надо успеть справиться с черновиком, аккуратно переписать набело, проверить грамотность... А главное — раскрыть тему. Ведь самая страшная ошибка в сочинении — нераскрытая тема. Это неудача, это провал.

Есть ли способы этого избежать? Разумеется. Самый простой и надежный — полностью или частично повторить саму формулировку темы в начале, а может, и в конце работы (конечно, желательно не забывать о теме и в центральной части сочинения).

Кстати, автор приведенной работы — ученица сильная, но на экзамене предпочитает не рисковать. И правильно. Посмотрите, как она пользуется этим способом «держать тему в руках»: перечитайте первый, второй и последний абзацы. Вот и кольцевая композиция!

Обратите внимание и на третий абзац. Его роль — соединить мысль, которую несет формулировка («Пушкин — всегда открытие, всегда тайна»), с основной частью работы — анализом стихотворения «Анчар»: тайну постигнет лишь «тот, кто будет внимательно, бережно прикасаться... к каждому стихотворению».

Здесь автор идет своим, непроторенным путем. Стихотворение «Анчар» не рассматривалось в классе подробно, но оно привлекает каждого своей необычностью, каким-то особенным, мрачным колоритом.

Перечитывая сочинение, еще раз обратите внимание на то, как нужно правильно оформлять цитату из стихотворного текста.

Теперь — о самом главном. В любом сочинении, а уж тем более при анализе поэтического текста, вы должны продемонстрировать свои знания по теории литературы. Но обращаться к теоретико-литературным сведениям нужно осторожно, ненавязчиво, так чтобы демонстрация этих знаний и умений не выглядела главной целью вашей работы. Ни в коем случае нельзя писать так: «В этом стихотворении такие-то эпитеты и такие-то метафоры (перечисление)». Теория — не предмет, а инструмент нашего исследования текста. Задача писателя или поэта вовсе не употребление эпитетов, сравнений, метафор и т. д. Это лишь средство, с помощью которого авторская мысль, художественный образ подаются читателю, средство, делающее изображаемое более выразительным.

Перечитайте, как в сочинении анализируется роль звукописи, синекдохи, особенностей лексики и т. д. Внимание автора сосредоточено на том, что́ передает поэт с помощью этих приемов.

«Размеренное, ритмичное, стихотворение... почти однообразно:

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною...

И дело не в том, что Пушкин выбрал для своего стихотворения ямб — короткий, энергичный размер; у стихотворения есть свой внутренний ритм, созданный предельно простым сочетанием слов... Благодаря этому и создается этот особый „анчарный" мир с его мрачностью и однообразием».

Перечитайте еще раз сочинение и постарайтесь усвоить манеру «небрежно, как бы вскользь» оперировать теоретико-литературными понятиями. Художественный текст — всегда в центре внимания автора сочинения, но попутно (именно попутно) почему не блеснуть своей осведомленностью? Только сделайте это легко, не «зацикливайтесь» на этом — иначе какой же блеск?