Русская литература. Просто о важном. Стили, направления и течения - Егор Сартаков 2019


А.С. Пушкин, Капитанская дочка: Милосердие выше справедливости

Пушкина всегда увлекала история. В «Капитанской дочке» он на примере реальных исторических событий изучает важный для себя вопрос: как соотносятся честь, долг и милосердие? Давайте изучим, какой ответ нашел Пушкин и что общего у Пугачева и Екатерины II.

В 1826 году Пушкин получил почетную должность официального историографа Николая I вместо скончавшегося Николая Карамзина. Автор «Истории государства Российского» был историком при императоре Александре I, и Николай I искал фигуру, равновеликую фигуре Карамзина. К тому времени Пушкин уже написал историческую трагедию «Борис Годунов», поэтому выбор пал на него.

Новая должность позволила Пушкину посещать государственные архивы. Император поставил Пушкину конкретную задачу – написать историю Петра Великого, с которым Николай часто себя сравнивал. В 1833 году Пушкин напишет историческое сочинение «История Петра Великого», а параллельно с ней поэму «Медный всадник». Работая в архивах, Пушкин увлекся фигурой Емельяна Пугачева – беглого каторжника, который устроил бунт, выдав себя за чудом спасшегося царя Петра Федоровича Романова.

Спустя 10 лет на Дону появился казак Емельян Пугачев, который объявил себя чудом воскресшим императором Петром Федоровичем. Пугачев не был похож на покойного императора, не умел ни читать, ни писать, но его поддержали самые разные сословия: крестьяне (в том числе крепостное), купцы, мелкое духовенство. Только дворянство встало на сторону Екатерины II. В 1773 году в России разразилась «крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева». Для подавления восстания Екатерине II пришлось бросить регулярную армию. Пугачева сдали свои же, и в январе 1775 года его казнили на Болотной площади в Москве.

Пушкин и Николай I

В 1825 году Александр I умер, и ему на смену пришел его младший брат Николай I. Правление императора началось с жестокого подавления восстания декабристов, и ему надо было как-то оправдаться за кровь. Прошение о помиловании опального поэта оказалось кстати. В 1826 году Пушкин встретился с Николаем в Кремле. После этой встречи император сказал: «Я беседовал с умнейшим человеком России». Пушкина вернули из ссылки, а Николай I стал его личным цензором. Император плохо разбирался в поэзии, к тому же у него часто не хватало времени. Поэтому рукописи Пушкина надолго оставались в столе Николая непрочитанными – и неопубликованными.

Откуда взялся Пугачев

В 1741 году Россией начала править дочь Петра Великого Елизавета Петровна. У императрицы не было наследника, поэтому она пригласила из Европы своего племянника – сына старшей сестры Анны. Карла Петера Ульриха привезли в Россию в возрасте 14 лет и сразу перекрестили, дав православное имя – Петр Федорович. Петр Федорович пришел к власти в 1761 году. Он правил всего 162 дня, затем его жена, будущая Екатерина Великая, при поддержке гвардии совершила государственный переворот. Императора задушили, а Екатерина начала править. России объявили, что император скончался от «геморроидальной колики».

Пушкина вся эта история привлекла необычайно. В архиве он читал протоколы допросов пугачевцев. После этого поэт проехался по Оренбургской губернии – тем местам, которые помнили бунтаря. Ему даже удалось поговорить с людьми, которые видели живым народного царя. Один из таких разговоров Пушкин позже записал:

– Расскажи мне, как Пугачев был у тебя посаженым отцом? – спросил поэт старика, давно пережившего свою золотую свадьбу. – Он для тебя Пугачев, – сердито ответил старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович.

В результате этой работы Пушкин создал два произведения: историческое сочинение «История Пугачева», переименованное цензором в «Историю пугачевского бунта», и роман «Капитанская дочка».

Человек и история

Роман «Капитанская дочка» написан в форме мемуаров провинциального дворянина Петра Гринева, который в молодости сам принял участие в восстании Пугачева, был предан за это суду, но позже оправдан императрицей Екатериной II. В старости он решил оставить об этом событии «Записки для памяти потомства». Сочинение деда нашел один из его внуков и переправил Пушкину, который уже работал над «Историей Пугачева». Пушкин поменял название и некоторые личные имена, снабдил главы эпиграфами и издал в собственном журнале «Современник». То есть Пушкин выступил в романе не автором, а издателем.

Сегодня мы знаем, что вся эта история – литературная мистификация. Не было никакого провинциального дворянина, его внука и «Записок для памяти потомства». Зато было желание Пушкина посмотреть на историю глазами не историка-академиста, а современника и свидетеля тех кровавых событий.

В тексте «Капитанской дочки» есть явный намек на то, что вся история с Петром Гриневым – выдумка, а произведение создано Пушкиным. Это дата, которая стоит в конце рукописи: 19 октября 1836 года. 19 октября, годовщина открытия Лицея, – особая дата в жизни Пушкина. Близкие друзья поэта точно не могли этого не заметить.

Жизнеописание Петра Андреевича Гринева начинается с детства героя, который рос, по его же словам, «недорослем». Мальчика воспитывал француз Бопре, в действительности ничему его не учивший. Гринев поступил на военную службу, мечтая служить в Петербурге, в избранных гвардейских полках. Но отец решил по-другому: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

Гринев отправился в Оренбург, а оттуда его командировали в отдаленную Белогорскую крепость. Гарнизон, которым руководит капитан Миронов, состоит всего из нескольких человек: попойки устраивать не с кем, а из барышень только дочка коменданта Мария Миронова.

Гринев влюбился в Машу и завел друга – офицера Алексея Швабрина, которого сослали в крепость за «смертоубийство» (то есть за участие в дуэли). Именно Швабрину Гринев решился поведать свои чувства к капитанской дочке, но получил весьма холодный ответ: «‹…› ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Завязалась перепалка, которая закончилась дуэлью бывших друзей. Швабрин нарушил дуэльный кодекс и несправедливо ранил Гринева. За больным ухаживает Маша, они объясняются друг другу в любви, и дело идет к свадьбе. Но здесь в частную жизнь грубо вмешивается история.

Начинается пугачевское восстание. Мятежники захватывают крепость, капитан Миронов и его жена гибнут.

Гринев тоже мужественно ждал своей смерти, но вдруг Пугачев его узнал: когда-то, когда Петруша только ехал в Белогорскую крепость, дорогой он заблудился и попал в буран. Из этого бурана его вывел какой-то казак, которому Гринев пожаловал с барского плеча заячий тулуп. Этим казаком был Емельян Пугачев. Жестокий народный царь помиловал Петра Гринева и произнес странную фразу: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь». Гринев отправился в Оренбург.

Три концепции

На середине «Капитанской дочки» мы остановимся и обозначим несколько проблем романа, которые важны для Пушкина.

В Лицее Пушкин зачитывался французским философом эпохи Просвещения Жан-Жаком Руссо. У него есть отличный афоризм: «Если полагаешь цель жизни в успехе, то гораздо естественнее быть подлецом, чем порядочным человеком». С этим высказыванием трудно не согласиться: у подлеца нет той черты, через которую он не может перешагнуть (у порядочного она всегда есть).

В романе Пушкина порядочный человек – Петр Гринев, а подлец – Швабрин, который на протяжении романа совершает множество неблаговидных поступков. Но вот парадокс: хотя подлецу должно житься легче, судьба в романе очевидно на стороне порядочного Гринева. Если бы в буране Гринев случайно не встретил Пугачева, висеть ему в петле вместе с остальными защитниками Белогорской крепости.

У Пушкина есть ответ на вопрос, почему судьба на стороне Гринева: он обладает важным качеством – честью . Именно честь становится первым из трех концептов пушкинского романа. О ней Пушкин пишет в эпиграфе к роману: «Береги честь смолоду». Это совет, который дал отец Гринева своему сыну, отправив его на службу: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Вторым концептом в произведении следует признать долг , который в жизни часто противоречит чести. Перед таким выбором оказался Гринев, когда попал в Оренбург. Пугачевцы осаждают город, Гринев честно сражается с врагом, но все его мысли только об одном – о судьбе Маши, которая осталась в крепости. Когда Гринев получает записку от Маши с просьбой о помощи, он решает во что бы то ни стало помочь возлюбленной. Но генерал на его просьбу отказывается выделить отряд для спасения сироты: «На таком великом расстоянии неприятелю легко будет отрезать вас от коммуникации с главным стратегическим пунктом и получить над вами совершенную победу. ‹…› ты, видно, в Марью Ивановну влюблен. ‹…› Бедный малый! Но все же я никак не могу дать тебе роту солдат и полсотни казаков. Эта экспедиция была бы неблагоразумна; я не могу взять ее на свою ответственность».

С точки зрения военной науки генерал прав. В условиях, когда каждый боец на счету, а Оренбург держится из последних сил, неблагоразумно жертвовать целым городом или даже отрядом для спасения одного человека. Но в том и парадокс, который показал в романе Пушкин, что часто в жизни государственная необходимость вступает в противоречие с законами человеческой нравственности.

Долг велит Гриневу-офицеру остаться в Оренбурге. Но честь выше долга, поэтому Гринев ослушался приказа и отправился в Белогорскую крепость в одиночку, не очень понимая, что будет делать дальше.

Гринев-человек победил Гринева-офицера.

В дело снова вмешалась судьба, и Гринев по дороге к Маше случайно попал к самому Пугачеву, в чьих силах освободить сироту. В этом эпизоде проявляется третий концепт романа – милосердие . И здесь долг вступает в конфликт с милосердием. Это противоречие видно на примере двух главных исторических персонажей этого романа – Пугачева и Екатерины II. Пугачев – самозванец, он сам признает это в романе. Но Екатерина II такая же самозванка, которая свергла мужа и незаконно заняла престол.

Милосердие превыше всего

Чтобы еще более сблизить Пугачева и Екатерину II, Пушкин использовал зеркальную композицию романа, что убедительно показал Юрий Лотман. Схема произведения выглядит так: Гринев по дороге в Белогорскую крепость случайно попал к Пугачеву и тот помог ему освободить Машу. После этого Гринев еще какое-то время воевал против пугачевцев, но, когда восстание подавили, его арестовали за связь с мятежниками. Тогда уже Маша отправляется в Петербург к императрице и, случайно встретившись с ней в Царскосельском саду, добивается помилования для возлюбленного. И у Пугачева, и у Екатерины II в сюжете сходная функция – «спаситель» главного героя.

В романе есть зеркальные сцены: разговор Гринева и Пугачева в ставке мужицкого царя и разговор Маши и Екатерины II в Царскосельском саду.

Гринев не скрывает, что едет из Оренбурга и что он офицер вражеской армии. Пугачев интересуется ситуацией в городе:

– Добро, – сказал Пугачев. – Теперь скажи, в каком состоянии ваш город. – Слава богу, – отвечал я, – все благополучно. – Благополучно? – повторил Пугачев. – А народ мрет с голоду! Самозванец говорил правду; но я по долгу присяги стал уверять, что все это пустые слухи и что в Оренбурге довольно всяких запасов.

Гринев обманывает Пугачева. В осажденном городе нет ни еды, ни воды – Оренбург держится из последних сил. Пугачев не может не знать, что Гринев лукавит. Но он почему-то ничего не говорит об этом. Зато в разговор вмешивается помощник самозванца Белобородов. Он недоумевает, почему с Гриневым так по-доброму разговаривают: «‹…› не худо и господина офицера допросить порядком: зачем изволил пожаловать. Если он тебя государем не признает, так нечего у тебя и управы искать, а коли признает, что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами? Не прикажешь ли свести его в приказную да запалить там огоньку: мне сдается, что его милость подослан к нам от оренбургских командиров».

По законам военного времени логично поступить так, как советует Белобородов. Пойманный офицер армии противника наплел какую-то сказку про Машу-сироту. А может, его подослали посмотреть диспозицию войск или убить Петра Федоровича? Его нужно допросить или даже пытать. Но Пугачев, который в общем легко проливал человеческую кровь, почему-то этого не делает. Наоборот, он вместе с Гриневым поехал в Белогорскую крепость и помог освободить Машу. И даже когда выяснилось, что Маша – дочь покойного коменданта, а Гринев это скрыл, Пугачев вновь говорит: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»

В. Л. Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Непонятно, почему Пугачев не отправил Гринева в пыточную. Ответ содержится в зеркальной сцене романа, когда Маша разговаривает с Екатериной II.

Утром на прогулке капитанская дочка встретила старушку, которая выгуливала собак, и не узнала в ней Екатерину II. Пушкин изобразил императрицу такой, какой она представлена на портрете кисти Владимира Боровиковского – связь между сценой из романа и картиной давно определена. Горькая судьба Маши расположила к ней императрицу. Но как только она узнала, что Маша просит за «предателя» Гринева, ее отношение поменялось. Екатерина II имела все основания назвать Гринева преступником: он дезертировал из Оренбурга и обратился за помощью к Пугачеву. В этой сцене Маша произносит ключевую фразу романа, которая объясняет и поведение Пугачева: «Я приехала просить милости, а не правосудия».

Вот оно – явное противоречие между долгом и милосердием. Долг велел Пугачеву допросить и пытать Гринева, но милосердие выше долга, поэтому мужицкий царь помог Маше и Петру. Долг велел Екатерине II судить и, может быть, казнить Гринева, но милосердие вновь оказалось выше: Гринева отпускают и он вместе с Машей возвращается домой в Симбирскую губернию.

Последние слова Екатерины II Маше в этой сцене тоже значимы: «Вы просите за Гринева? ‹…› Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй».

Как оригинально Пушкин строит эту фразу! Она не сказала: «Я не могу его простить», она произнесла обезличенное: «Императрица не может его простить». Почему? Потому что императрица Екатерина простить Гринева не может, но Екатерина-человек его прощает.

В «Капитанской дочке» Пушкин показал, что главное – человеческое начало, которое должно быть выше социальной функции (императрица) или общественного положения (предводитель восстания). Когда встречаются два человека, а не дворянин и казак или царица и мелкая дворянка, тогда людям свойственно проявлять милосердие.

В 1830-е годы Пушкин, по-видимому, вообще считал милосердие главным человеческим качеством. И уж точно главным качеством монарха (собственно, начало милосердия и гуманизировало в его глазах верховную власть). Да и в особую заслугу самому себе он тоже ставил милосердие. Именно об этом в его итоговом стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 год):

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

История Пугачева вдохновила Пушкина на создание романа, в котором он изучает, как можно совместить честь и долг, долг и милосердие. Оказалось, что они часто не могут ужиться. Но милосердие всегда оказывается выше. Чтобы показать это, автор описывает зеркальные ситуации, в которых императрица и бунтарь выступают в одинаковой роли спасителя. Человек всегда поможет человеку.