Русская литература. Просто о важном. Стили, направления и течения - Егор Сартаков 2019


М.Ю. Лермонтов, Герой нашего времени: Кто такой Печорин

Сегодня фраза «герой нашего времени» кажется знакомой и понятной. Но когда вышел роман Лермонтова, все пытались понять, кого автор имел в виду. Одни восхищались Печориным, другие видели в нем пасквиль на современную молодежь, а некоторые критики даже считали, что Лермонтов написал автопортрет. Давайте рассмотрим этого неоднозначного героя с разных сторон. Герой или нет?

В 1840 году уже популярный поэт Михаил Лермонтов опубликовал роман «Герой нашего времени». Публикация вызвала интерес не только у читателей, но и у критиков. Роман сразу похвалили В.Г. Белинский и Ф.В. Булгарин. Главного героя Печорина сравнивали не столько с другими литературными героями, сколько с реальной жизнью. Лермонтов вслед за «Евгением Онегиным», где «современный человек изображен довольно верно», поставил себе задачу показать своего современника, воссоздать его образ мыслей и тип поведения. В Печорине видели определенную модель поведения, которой можно было подражать или, напротив, отрицать ее.

Поэт В.И. Красов, знавший Лермонтова лично, в «Романсе Печорина» сравнил героя с «блудящей кометой»:

Как блудящая комета,

Меж светил ничтожных света

Проношуся я.

Их блаженства не ценил я;

Что любил, все погубил я…

Знать так создан я.

Годы бурей пролетели!

Я не понял, верно, цели,

И была ль она?

Я б желал успокоенья…

Сила сладкого забвенья

Сердцу не дана.

Поэт видит в Печорине выражение трагедии своего поколения. Печорин для него не просто популярный персонаж, а в подлинном смысле «герой времени».

Нашлись и те, кто прямо обвинил Лермонтова в клевете на поколение, к которому он принадлежал. Этот лагерь возглавил критик по фамилии Бурачок. Его отзыв о романе звучал как донос: «Появление “Героя нашего времени” и такой прием ему всего разительнее доказывает упадок нашей литературы и вкуса читателей». Критик убеждал всех, что Лермонтов списал Печорина с себя, и никаким героем времени его назвать нельзя. Такой прием заставил Лермонтова к новому изданию романа подготовить предисловие, в котором автор настаивал, что Печорин – это «портрет, составленный из пороков всего поколения», а слово «герой» в названии следует читать иронически.

Бабушкин внук

Лермонтов сделал протест, бунт и юношеский максимализм основой своего художественного мира. Отчасти это идет из детства: в раннем возрасте поэт потерял мать и его воспитанием занялась бабушка. Она боготворила внука, исполняя все его прихоти. Мишель мечтает о зоопарке – из Петербурга, а то и из-за границы в бабушкино имение Тарханы Пензенской губернии выписали редких животных. Захотел поиграть в войну – крепостные вырыли окопы, в которых мальчик веселится с крестьянскими детьми. Поэтому одиночество будущего поэта с детства переросло в чувство собственного превосходства и избранничества. Он стал воспринимать одиночество как расплату за гениальность:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто!

Безразличный к другим циник

Так каков же этот герой времени 1830-х годов? Прежде всего, эгоист. Печорин честно заявляет: «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Безусловно, гордец и позер. Печорин не просто драматизирует, он часто театрализирует чувства и события своей жизни.

Например, буквально от скуки главный герой решил «влюбить» в себя княжну Мери, которой на тот момент не больше шестнадцати лет. «Женщины любят только тех, которых не знают», – этот афоризм Печорин воплощает в действии. Сначала он демонстративно не замечает девушку, хотя внимание всех молодых мужчин обращено к ней. Потом раздражает своим поведением, чтобы она его возненавидела. Мери хотела купить ковер, но он перекупил его и, швырнув на лошадь, заставил клячу гулять под ее окнами. Потом Печорин объясняет странности своего поведения тем, что влюблен в Мери, – а когда та влюбляется, холодно ее отвергает, заявив, что это был всего лишь эксперимент.

Но прежде всего «герой времени» – несчастный человек. Он сам страдает от своего эгоизма, но по-другому не может. Печорин не верит друзьям, которые «возведут на его счет бог знает какие небылицы», не верит возлюбленным, которые, «обнимая другого, будут смеяться над ним». Такое горькое и циничное разочарование тяжелым бременем ложится не только на окружение Печорина, но и на самого героя.

Отсутствие веры в любовь, дружбу, в высокие идеалы порождает в Печорине неизбежную скуку и уничтожает всякое ощущение ценности жизни. «Что ж, умереть так умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно скучно», – признается главный герой романа. Всеми своими поступками Печорин доказывает искренность своего заявления: то он подвергает себя опасности, вторгаясь в жизнь контрабандистов («Тамань»), то подставляет себя под выстрел Грушницкого («Княжна Мери»), то сознательно рискует жизнью, обезоруживая пьяного казака («Фаталист»).

Может быть, поэтому в романе Печорин так трагически одинок и много рефлексирует. Печорин исследует свою душу, без жалости проникая в самые ее сокровенные складки. Лермонтов гениально выбрал для этого романа форму дневника главного героя: три повести из пяти рассказаны самим Печориным и не предназначены для чужих глаз. Обычно рефлексия помогает человеку учиться на ошибках и извлекать уроки. Но у Печорина дальше констатации ошибки дело не идет. Он скверно поступил с Мери, но потом еще хуже ведет себя с горянкой Бэлой, которую сначала влюбил в себя, а потом, наигравшись, начал ею тяготиться («Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни»).

Певец потерянного поколения

Взгляд Лермонтова на мир во многом определен эпохой, в которую он творил. 1830-е годы – время постдекабристского синдрома. Время Чацких прошло. Поколение, которое пришло на смену, потеряло веру в возможность перемен. В советском литературоведении это называли «эпохой безвременья». Подойдет здесь и определение «потерянное поколение», которым американская писательница Гертруда Стайн назвала людей, переживших Первую мировую войну. Лермонтов стал певцом «потерянного поколения» 1830-х:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Беспощадный к себе философ

Не верящий ни во что, безразличный ко всему, Печорин тем не менее щедро одарен природой. Он обладает глубоким аналитическим умом, постигающим самую суть многих явлений жизни. Человек высокой культуры, образованности и интеллекта, мысль которого была занята и философией, и историей, и литературой, он проникает в самые сокровенные тайники человеческой души. Герой все подвергает анализу, все пытается объяснить. Печорин не раз задумывается над основными проблемами бытия, над его законами: о добре и зле, о назначении человека, о роли судьбы, о жизни и смерти, о дружбе и любви. Герой наделен даром понимать человеческие характеры, угадывать их слабости и пороки. Княжна Мери почти серьезно просит Печорина: «Когда вам вздумается говорить обо мне дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня». Об ироничности ума Григория Александровича свидетельствуют его блестящие характеристики окружающей действительности и отточенные афоризмы о человеческом счастье («насыщенная гордость»), любви и дружбе, о самолюбии человека («О, самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!..»). Остроте мысли не уступают мужество и сила воли, которыми восхищаются многие в его окружении.

Но Печорин растрачивает свои таланты на мелочи, недостойные его: он вечно увлекается «приманками страстей, пустых и неблагородных». Вся жизнь героя – это цепь «донжуанских подвигов», изобретательность и блеск которых не прикрывает их ничтожности. Любовь Печорина никому не приносит счастья, встреча с ним сулит женщине страдания. Будучи строгим судьей самому себе, Печорин с горечью заявляет, что его единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды. По собственному признанию, ему всегда приходилось играть «жалкую роль палача или предателя». Печорин осуждает себя за то, что его любовь носит эгоцентрический характер, потому что любит герой лишь «для себя, для собственного удовольствия».

Сам герой прекрасно понимает, что ему дано было от природы значительно больше, чем он смог реализовать. На страницах дневника Печорин говорит о том, что чувствует в своей душе «силы необъятные» и догадывается, что ему было предначертано «назначение высокое». Однако герой не знает, зачем он живет и для какой цели родился. Сознание потерянного времени и утраченных возможностей преследует героя на протяжении всего романа.

Лермонтов хотел написать «портрет, составленный из пороков всего поколения». Его Печорин – циник и эгоист, который не способен на искренние чувства. Вместе с тем он все про себя понимает и относится к себе не лучше, чем к другим. При феноменальной одаренности Печорин тяготится тем, что не может правильно применить свои таланты.