Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения - Соколова Е.А. 2019
Варианты формулировок тем итогового сочинения
Отцы и дети
I. Чему можно научиться у старшего поколения?
2. Возможна ли гармония во взаимоотношениях отцов и детей?
3. В чем заключается преемственность между поколениями?
4. Чему молодое поколение может научить старшее?
5. Согласны ли Вы с утверждением, что настоящая семья соединяет поколения?
6. Согласны ли Вы с русской пословицей: «Что говорит большой, слышит и малый»?
7. Как Вы понимаете смысл пословицы: «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку»?
8. Как Вы понимаете смысл утверждения В. Г. Белинского: «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое»?
9. Как Вы понимаете смысл утверждения А. С. Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно!»
10. Какие события, с Вашей точки зрения, соединяют поколения?
II. В чем истоки непонимания между людьми разных поколений?
12. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
13. Что способствует взаимопониманию людей разных поколений?
14. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
15. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»: неизбежность или миф.
16. Понимают ли друг друга люди разных поколений?
Мечта и реальность
1. Как, с Вашей точки зрения, связаны мечта и реальность?
2. Где, с Вашей точки зрения, должна закончиться мечта и начаться реальность?
3. Как соединить мечту и реальность?
4. О чем должен мечтать настоящий человек?
5. Как Вы понимаете смысл пословицы: «Дурак мечтает о богатстве, мудрец - о счастье»?
6. Согласны ли Вы с русской пословицей: «Человек без мечты, что птица без крыльев»?
7. Герои-мечтатели на страницах художественных произведений.
8. В чем сила и слабость мечты?
9. Разделяете ли Вы позицию А. С. Пушкина, утверждавшего: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»?
10. Согласны ли Вы с тем, что все начитается с мечты?
11. Какое влияние может оказать мечта на выбор человеком жизненного пути?
12. Мечта и реальность в нашей жизни.
13. Путь к самому себе: мечта и реальность.
14. Какое значение в жизни человека имеет способность мечтать?
15. Как влияет реальный мир на душевное состояние человека?
16. Роль мечты в жизни человека.
17. Какова роль мечты в становлении личности?
18. Помогает ли мечта человеку не заблудиться на жизненном пути?
19. Смысл человеческой жизни: мечта и реальность.
20. Кто или что помогает человеку реализовать в жизни благородные устремления?
Месть и великодушие
1. Какого человека, с Вашей точки зрения, можно назвать великодушным?
2. Можно ли научиться быть великодушным?
3. Почему, с Вашей точки зрения, человек становится мстительным?
4. Чем опасна месть?
5. Какие жизненные ситуации учат человека быть великодушным?
6. Что может помочь человеку преодолеть чувство мести?
7. Согласны ли Вы с утверждением Аристотеля: «Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим».
8. Кого из героев художественной литературы можно назвать великодушными?
9. Как Вы понимаете высказывание Марка Аврелия: «Настоящий способ мстить врагу - это не походить на него»?
10. Согласны ли Вы с утверждением: кто умеет понять, тот умеет простить.
11. Нравственный выбор человека на войне и в мирной жизни.
12. К чему может привести человека месть?
13. Какого человека можно назвать великодушным?
14. По каким признакам можно узнать великодушного человека?
15. Что может помочь человеку преодолеть желание мстить?
16. Связаны ли понятия «месть» и «великодушие»?
17. Что может заставить человека мстить?
18. Почему важно уметь сострадать другому?
19. В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется великодушие?
20. Каковы причины возникновения желания мстить?
21. Может ли человек с высокими моральными принципами мстить?
22. Почему важно в жизни быть великодушным?
23. Может ли мстительный человек быть счастливым?
Искусство и ремесло
1. Как на страницах художественных произведений раскрывается образ художника, творца?
2. Какое искусство можно назвать истинным?
3. В чем разница между искусством и ремеслом?
4. Как искусство меняет личность?
5. Как связаны понятия искусство и добро?
6. В каких художественных произведениях герой обретает смысл жизни благодаря искусству?
7. В чем, с Вашей точки зрения, заключается миссия искусства?
8. Как Вы понимаете высказывание Гиппократа: «Жизнь коротка - искусство вечно»?
9. Согласны ли Вы с утверждением А. С. Пушкина: «Служенье муз не терпит суеты»?
10. Как Вы понимаете высказывание Ф. М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?
11. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворенная человеком?
12. Какие темы произведений искусства не теряют своей актуальности с течением времени?
13. Может ли ремесло возвыситься до искусства?
14. Кого можно назвать творцом?
15. Почему творчество требует смелости?
16. Искусство в моей жизни.
17. «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным». (М.М. Пришвин)
Доброта и жестокость
1. В чем проявляется добро?
2. Что побеждает жестокость?
3. Как, с Вашей точки зрения, связаны понятия доброта и жестокость?
4. Что значит быть добрым?
5. Может ли жестокий человек переродиться в доброго?
6. Почему доброта мудрее жестокости?
7. Подтверждают или опровергают утверждение Сократа: «Высшая мудрость - различать добро и зло» - события художественных произведений?
8. Как Вы понимаете слова О. Бальзака: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней»?
9. Разделяете ли Вы позицию Л.Н. Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»?
10. Как Вы понимаете утверждение В.О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»?
11. Как противостоять жестокости и агрессии?
12. «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло...» (Л.М. Леонов)
13. Как воспитать в себе доброту?
14. К чему может привести человека жестокость?
15. Какого человека можно назвать жестоким?
16. Какого человека можно назвать добрым?
17. По каким признакам можно узнать доброго человека?
18. «Добру человеку человека учится». (Ч.Т. Айтматов)
19. Почему, по-вашему, понятия «доброта» и «жестокость» относят к «вечным» категориям?
20. Как связаны понятия «жестокость» и «равнодушие»?
21. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
22. Нужно ли сочувствовать людям, которые Вам не нравятся?
23. Что значит быть отзывчивым?
24. Нужно ли учиться сочувствию?
25. Можно ли научиться сочувствию?
26. Как, по-вашему, соотносятся понятия «доброта» и «отзывчивость»?
27. Можно ли воспитать в себе доброту?
28. Для чего нужна доброта?
29. На какие поступки толкает человека жестокость?
30. В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется доброта?
31. Почему важно в жизни быть добрым?
32. Может ли жестокий человек быть счастливым?