Контрольно-измерительные материалы - Русский язык 11 класс - Н. В. Егорова 2017
Тест 9. Итоговый за учебный год
Вариант 1
При выполнении заданий А1 — А30 поставьте знак «X» в клеточку рядом с номером выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) дОговор
□ 2) занЯть
□ 3) позвОнишь
□ 4) облЕгчить
Ответ: 2
А2. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
□ 1) Трудно ПРЕДСТАВИТЬ, что ещё десять лет назад мобильные телефоны были редкостью.
□ 2) Документацию нужно ПРЕДСТАВИТЬ к концу квартала.
□ 3) Надо ПРЕДСТАВИТЬ ему самому решать, как поступить.
□ 4) Хорошо бы пошире ПРЕДСТАВИТЬ на следующей выставке книги молодых писателей.
Ответ: 3
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
□ 1) заключить договора
□ 2) легчайший вес
□ 3) восемьюстами сорока
□ 4) положите трубку
Ответ: 1
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Посмотрев очередную серию фильма, ...
□ 1) ...он окончательно разочаровал меня.
□ 2) ...мнение о нём изменилось.
□ 3) ...после этого показали интервью с режиссёром.
□ 4) ...я выключил телевизор.
Ответ: 4
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
□ 1) Тому, кто ещё не выбрали экзамены, следует поторопиться.
□ 2) Стороны подтвердили готовность соблюдать график работ согласно договору.
□ 3) Обращаясь к дружине, Игорь сказал: «Лучше быть убитыми, чем полонёнными».
□ 4) Нашим олимпийцам помогли уверенность в победе и поддержка болельщиков.
Ответ: 1
Прочитайте текст и выполните задания А6 — А11.
(1) ... (2) Она затрагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утверждённые многовековыми традициями. (3) Установление взаимопонимания между гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. (4) Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов. (5) ... грядущее нельзя предвидеть, не поняв развития в прошлом, которое через настоящее неразрывно связано с будущим. (6) В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход - превращение, никогда прежде не переживавшееся человечеством.
А6. Какое предложение должно быть первым в этом тексте?
□ 1) История человечества насчитывает несколько тысячелетий.
□ 2) Какова природа человека?
□ 3) Рост населения нашей планеты - серьёзная проблема.
□ 4) Глобальные изменения происходят на нашей планете.
Ответ: 3
А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении текста?
□ 1) во-первых
□ 2) словом
□ 3) очевидно
□ 4) кажется
Ответ: 3
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или в одной из частей предложения) текста?
□ 1) являясь системой (предложение 4)
□ 2) переход — превращение (предложение 6)
□ 3) грядущее нельзя предвидеть (предложение 5)
□ 4) которое связано (предложение 5)
Ответ: 4
А9. Укажите верную характеристику второго предложения текста.
□ 1) сложное бессоюзное
□ 2) сложносочинённое
□ 3) сложноподчинённое
□ 4) простое осложнённое
Ответ: 4
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова МЕЖДУ (предложение 3).
□ 1) союз
□ 2) предлог
□ 3) частица
□ 4) наречие
Ответ: 2
А11. Укажите значение слова ТОЧНЫМИ (предложение 3).
□ 1) основанными на математических методах
□ 2) отражающими, воспроизводящими или постигающими что-нибудь в полном соответствии с действительностью, всецело совпадающими с образцом
□ 3) истинными, действительными, такими, как на самом деле
□ 4) верными, безошибочными
Ответ: 1
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?
Здание было оштукатуре(1)о; к одному его крылу примыкала роща молодых апельси(2)ых деревьев, окружё(3)ая низкой каме(4)ой оградой.
□ 1) 1, 2, 3, 4
□ 2) 2, 3, 4
□ 3) 2, 3
□ 4) 1, 2, 3
Ответ: 12
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?
□ 1) расст..лать, пал..садник, интелл..гентный
□ 2) з..рница, прил..жение, тр..мвай
□ 3) ч..стокол, ц..ничный, поб..дитель
□ 4) ш..коладный, эп..лог, д..корация
Ответ: 3
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) двух..якорный, пред..явитель, фотос..ёмка
□ 2) под..скать, без..скусный, дез..нфекция
□ 3) бе..чувственный, ни..вергать, ра..ценки
□ 4) пр..ютить, пр..милый, пр..ключение
Ответ: 1
А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
□ 1) насыпл..шь, вычита..мое
□ 2) услыш..шь, устро..вший
□ 3) бре..шься, повер..вший
□ 4) закруч..нный, услыш..вший
Ответ: 1
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. доверч..вый
Б. заботл..вый
B. наста..вать
Г. меланж..вый
□ 1) А, Б
□ 2) Б, В, Г
□ 3) А, Б, Г
□ 4) А, Б, В
Ответ: 4
А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
□ 1) День выдался (не)жаркий.
□ 2) Мухоморы (не)съедобны, а красивы и привлекательны.
□ 3) В этих местах есть (не)замерзающие зимой заливы.
□ 4) (Ни)кого не будет в доме.
Ответ: 3
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
□ 1) ЧТО(БЫ) ни случилось, я всегда пойду тебе (НА) ВСТРЕЧУ.
□ 2) Пожар возник (В)СЛЕДСТВИЕ неосторожного обращения с огнём, (ПО)ЭТОМУ происшествию возбудили уголовное дело.
□ 3) (И)ТАК, придётся признать, что примирение В РЯД (ЛИ) возможно.
□ 4) (С)НАЧАЛА подумай, (ЗА)ТЕМ делай.
Ответ: 4
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.
Россия вспрянет ото сна () и на обломках самовластья напишут наши имена.
□ 1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
□ 2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
□ 3) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
□ 4) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
Ответ: 4
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Однажды (1) славно поохотившись (2) и наконец (3) возвращаясь домой (4) я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу.
□ 1) 1, 2, 3, 4
□ 2) 1, 3, 4
□ 3) 1, 4
□ 4) 4
Ответ: 3
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вам (1) дорогие читатели (2) не раз (3) наверное (4) приходилось встречать потрёпанные книги.
□ 1) 1, 3
□ 2) 1, 2, 3, 4
□ 3) 1, 2
□ 4) 3, 4
Ответ: 2
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
□ 1) Зарево полыхало как над городом так и далеко вокруг.
□ 2) Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло.
□ 3) В его словах были восхищение и благодарность и любовь.
□ 4) Саммит или встреча на высшем уровне состоится в ноябре.
Ответ: 1
А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
В этом произведении есть несколько параллельных сюжетных линий: Горький показывает взаимоотношения Пепла и Наташи, Клеща и Анны, Барона и Насти, Актёра и Сатина.
□ 1) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
□ 2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части
□ 3) обобщающее слою стоит перед однородными членами
□ 4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части
Ответ: 2
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В придонных камнях (1) можно найти раковины крабов-отшельников (2) выманить (3) которых из панциря (4) не так-то просто.
□ 1) 2, 3
□ 2) 1, 3, 4
□ 3) 2
□ 4) 3
Ответ: 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли на такую высоту (2) что ничего уже не мог видеть внизу (3) и пролетел под самым месяцем так (4) что (5) если бы не наклонился немного (6) то зацепил бы его шапкою.
□ 1) 1, 2, 3, 4, 6
□ 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6
□ 3) 1, 2, 4, 5, 6
□ 4) 2, 4, 5
Ответ: 1
А26. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
□ 1) Среда многих поступков, которые я совершил в жизни, более всего памятен мне один.
□ 2) Весьма точный календарь, который создали древние египтяне, свидетельствует об их хорошем знании астрономии.
□ 3) По реке иногда попадаются скалы, которые сложены из гигантских плоских плит.
□ 4) Очень часты случаи, в которых интересы разных наций и сословий противоположны между собою.
Ответ: 4
Прочитайте текст и выполните задание А27.
Ещё со времён Гомера поэзия не пренебрегала искусством изображения - не кистью или резцом, а именно словом, рассчитывая на естественную способность человека представлять зрительный образ. И если не включаться в вечный и никогда не разрешимый спор, какое из искусств лучше, а попытаться выяснить, как особенности и преимущества одного вида искусства используются другим, то в этом случае нам придётся признать право поэзии живописать словом...
Движение, ритм, действие, развивающееся во времени, - вот что подвластно пластике в поэзии, этим она отличается от живописи и скульптуры, способных запечатлеть лишь один момент, но не способных передать движение времени.
А27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
□ 1) Человек способен представлять зрительный образ.
□ 2) Спор о том, какое из искусств лучше, относится к разряду вечных и неразрешимых.
□ 3) Поэзия — искусство живописать словом, передавать движение времени.
□ 4) Особенности и преимущества одною вида искусства используются другими.
Ответ: 3
Прочитайте текст и выполните задания А28 — А30, В1 — В8, С1.
(1) Вам, наверно, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к «Сказке о царе Салтане ...». (2) Именно ту картину, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на пустынном каменистом острове. (3) Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый город.
(4) Вы, конечно, любовались Кремлём из-за Москвы-реки. (5) Говорят, вся Москва была по главному архитектурному звучанию как этот уцелевший пока, хотя и не в полной мере, Московский Кремль.
(6) Напрягите воображение, представьте ту давнюю панораму с Воробьёвых гор. (7) Сотни островерхих шатров, розовеющих на закате, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. (8) Нет, Москва имела своё, ещё более ярко выраженное, чем у Петербурга, лицо. (9) Более того, Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле.
(10) Может нравиться или не нравиться купольная златоверхая архитектура, как может нравиться или не нравиться, допустим, архитектура древнего Самарканда. (11) Но второго Самарканда больше нет нигде на Земле. (12) Он уникален. (13) Не было и второй Москвы.
(14) Можно упрекнуть меня в излишнем пристрастии - всякий кулик своё болото хвалит. (15) Что ж, хорошо. (16) Зову постороннего беспристрастного свидетеля. (17) Кнут Гамсун совершил в своё время путешествие по России и написал путевые очерки, нечто вроде пушкинского «Путешествия в Арзрум».
(18) Называется его книга «В сказочной стране».
(19) Итак, я зову в свидетели прославленного норвежца. (20) «Я побывал в четырёх из пяти частей света. (21) Конечно, я путешествовал по ним немного, а в Австралии я и совсем не бывал, но можно всё-таки сказать, что мне приходилось ступать на почву всевозможных стран света и что я повидал кое-что; но чего-либо подобного Московскому Кремлю я никогда не видел. (22) Я видел прекрасные города, громадное впечатление произвели на меня Прага и Будапешт; но Москва - это нечто сказочное.
(23) В Москве около четырёхсот пятидесяти церквей и часовен, и когда начинают звонить все колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. (24) С Кремля открывается вид на целое море красоты. (25) Я никогда не представлял себе, что на Земле может существовать подобный город: всё кругом пестреет красными и золочёными куполами и шпицами. (26) Перед этой массой золота, в соединении с ярким голубым цветом, бледнеет всё, о чём я когда-либо мечтал. (27) Мы стоим у памятника Александру Второму и, облокотившись на перила, не отрываем взора от картины, которая раскинулась перед нами. (28)3десь не до разговора, но глаза наши делаются влажными».
(29) Архитектура Москвы, московский исторически сложившийся ансамбль создавал определённую атмосферу, настроение, определённым образом воздействовал на сознание, на характер людей. (По В. А. Солоухину)
А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
□ 1) В Москве около пятидесяти церквей и часовен.
□ 2) Северная столица была самым оригинальным, уникальным городом мира.
□ 3) А. С. Пушкин написал книгу «В сказочной стране».
□ 4) Кнут Гамсун побывал в России.
Ответ: 4
А29. Какое утверждение является ошибочным?
□ 1) Предложение 19 уточняет суждение, высказанное в предложении 16.
□ 2) В предложении 29 представлено повествование.
□ 3) В предложении 7 представлено описание.
□ 4) В предложениях 10 — 13 представлено рассуждение.
Ответ: 2
А30. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
□ 1) пустынном (предложение 2)
□ 2) лицо (предложение 8)
□ 3) отражающих (предложение 7)
□ 4) звонить (предложение 23)
Ответ: 2
При выполнении заданий В1 — В8 запишите ответ после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова или числа при перечислении отдалите запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.
В1. Из предложений 7 — 9 выпишите слово, образованное сложением.
Ответ: островерхих
В2. Из предложений 3 — 6 выпишите глаголы повелительного наклонения.
Ответ: напрягите, представьте
В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЗОВУ СВИДЕТЕЛЯ (предложение 16).
Ответ: управление
Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 14 — 20 найдите простое, односоставное, определённо-личное. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 16
В5. Среди предложений 24 — 29 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 29
В6. Среди предложений 1 — 10 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 2
В7. Среди предложений 7 — 13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 11
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 — А30, В1 — В7. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В. А. Солоухин словно разговаривает с читателями, обращается к каждому из нас. Это делается с помощью ... (предложения 1, 4, 6). Автор аргументирует свои рассуждения, используя синтаксические средства выразительности, такие как (предложения 3, 5), ... (предложения 16, 19). Для создания неповторимого образа Москвы широко применяются тропы, например, ... (предложения 2, 3, 7, 9) и ... (предложения 3, 5), придающие тексту эмоциональность и яркость.
Список терминов:
1) риторические приёмы
2) эпитеты
3) гипербола
4) ряды однородных членов
5) анафора
6) сравнения
7) парцелляция
8) однокоренные слова
9) синонимичные предложения
Ответ: 1,5,9, 2,6
Для ответа к заданию С1 используйте чистый лист.
Запишите сначала номер задания, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (аргументы из художественной, публицистической или научной литературы), знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 2
При выполнении заданий А1 — А30 поставьте знак «X» в клеточку рядом с номером выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) набрАла
□ 2) кухОнный
□ 3) тОрты
□ 4) свеклА
Ответ: 3
А2. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ?
□ 1) Актриса Татьяна Самойлова принадлежит к известной АРТИСТИЧЕСКОЙ династии.
□ 2) Какие истоки и влияния обеспечили успешность АРТИСТИЧЕСКОЙ карьеры Рубинштейна?
□ 3) АРТИСТИЧЕСКАЯ среда полнится байками, которые кажутся порой совершенно невероятными.
□ 4) Контур рисунка Карла Брюллова поражает АРТИСТИЧЕСКОЙ чеканностью.
Ответ: 4
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
□ 1) шестистами пятьюдесятью
□ 2) известнейший композитор
□ 3) у обоих берегов
□ 4) восемь килограммов
Ответ: 1
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пробежав несколько километров, ...
□ 1) ...спортсмен сошёл с дистанции.
□ 2) ...дыхание спортсмена стало сбиваться.
□ 3) ...до финиша оставалось ещё почти столько же.
□ 4) ...спортсмену очень помогла поддержка болельщиков.
Ответ: 1
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
□ 1) Вратарь внимательно следит за тем, куда движется мяч.
□ 2) К русским писателям-классикам, не раз обращавшихся к страницам отечественной истории, принадлежит в первую очередь Пушкин.
□ 3) Смеха боится даже тот, кто ничего не боится.
□ 4) Вопреки предписаниям врачей, больной встал с постели.
Ответ: 2
Прочитайте текст и выполните задания А6 — А11.
(1) ... (2) Поэтому настоятельно рекомендуем водителям пользоваться телефоном только во время остановок. (3) Находясь за рулём, не используйте свой телефон и наушники для прослушивания музыки или радио. (4) Такое использование наушников потенциально опасно, а в некоторых регионах даже официально запрещено. (5) Вкпючённый телефон испускает электромагнитные волны, которые могут создавать помехи в работе электронных систем автомобиля, таких как система антиблокировки тормозов или надувные подушки безопасности. (6) Во избежание проблем рекомендуется... не помещать телефон на приборную доску и вблизи подушек безопасности, а кроме того, выяснить, насколько надёжно защищена приборная панель от радиочастотного излучения, испускаемого мобильным телефоном.
А6. Какое предложение должно быть первым в этом тексте?
□ 1) Мобильный телефон представляет собой сложно устроенную миниатюрную приёмопередающую радиоустановку личного пользования.
□ 2) Проведённые исследования показали, что использование мобильного телефона в движущемся транспортном средстве представляет реальную угрозу, даже при использовании громкой связи.
□ 3) Известно, что возможности мобильного телефона можно существенно расширить, если подключить его к компьютеру.
□ 4) Вирусы могут стать причиной неправильного выставления счетов, нежеланного раскрытия, изменения или кражи данных, хранимых в мобильном телефоне.
Ответ: 2
А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
□ 1) итак
□ 2) разумеется
□ 3) конечно
□ 4) во-первых
Ответ: 4
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или в одной из частей предложения) текста?
□ 1) рекомендуем пользоваться (предложение 2)
□ 2) использование опасно, запрещено (предложение 4)
□ 3) которые могуч (предложение 5)
□ 4) рекомендуется не помещать телефон (предложение 6)
Ответ: 2
А9. Укажите верную характеристику пятого предложения текста.
□ 1) сложное бессоюзное
□ 2) сложносочинённое
□ 3) сложноподчинённое
□ 4) простое осложнённое
Ответ: 3
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВБЛИЗИ (предложение 6).
□ 1) союз
□ 2) частица
□ 3) наречие
□ 4) предлог
Ответ: 4
A11. Укажите значение слова ПАНЕЛЬ (предложение 6).
□ 1) деревянная обшивка или окраска нижней части стен помещения
□ 2) крупноразмерный плоскостной элемент строительной конструкции заводского изготовления
□ 3) часть электрического щита, пульта управления, радиотехнического устройства, на которой расположена контрольная, сигнальная и другая аппаратура
□ 4) тротуар
Ответ: 3
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?
Почте(1)ая тётушка была чрезвычайно раздосадо- ва(2)а и возмуще(3)а увиде(4)ым.
□ 1) 1, 4
□ 2) 1, 2, 3, 4
□ 3) 2, 3
□ 4) 1, 2, 3
Ответ: 1
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?
□ 1) к..нтракт, соб..раться, прил..жение
□ 2) интелл..ктуал, созн..ваться, оч..рование
□ 3) ш..рох, прог..реть, препод..ватель
□ 4) тр..ллейбус, оц..нивать, забл.стеть
Ответ: 2
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) об..ект, двух..уровневый, под..езд
□ 2) из..сканный, без..дейность, сверх..нтересный
□ 3) и..черченный, во..двигнуть, ..делка
□ 4) пр..колоченный, пр..двинуть, пр..ворожить
Ответ: 4
А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
□ 1) вылеч..шь, посе..вший
□ 2) обид..шь, почита..мый
□ 3) выража..шь, выуч..нный
□ 4) задерж..м, завис..вший
Ответ: 3
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. присва..вать
Б. приветл..вый
B. зелен..нький
Г. отзывч..вый
□ 1) А, Б
□ 2) Б, В, Г
□ 3) А, Б, Г
□ 4) А, Г
Ответ: 3
А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
□ 1) (Ни)что не нарушало ночной тишины.
□ 2) Страна политически (не)зависима.
□ 3) Пирог был (не)сладкий, а вкусный.
□ 4) На столе лежали ещё (не)распечатанные письма.
Ответ: 4
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
□ 1) ЧТО(БЫ) правильно решить задачу, обратите внимание (НА)ПОДОБИЕ этих треугольников.
□ 2) Не повторяй одно и ТО(ЖЕ), (КАК)БУДТО попугай.
□ 3) Стулья стояли (В)РЯД у стены (НА)ПРОТИВ окна.
□ 4) (ПО)ТОМУ шоссе путь длиннее, (ЗА)ТО надёжнее.
Ответ: 2
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.
Пришлось уехать в эвакуацию () и прожила там семья почти два года.
□ 1) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
□ 2) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
□ 3) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
□ 4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
Ответ: 1
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее (1) поглядывая по сторонам (2) и (3) скользя по еловым иглам (4) на вершок покрывавшим землю.
□ 1) 1, 4
□ 2) 4
□ 3) 1, 3, 4
□ 4) 1, 2, 3, 4
Ответ: 1
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Послушайте (1) доктор Ватсон (2) вы ещё можете (3) пожалуй (4) успеть на вечерний поезд.
□ 1) 2, 3
□ 2) 1, 2
□ 3) 1, 2, 3, 4
□ 4) 3, 4
Ответ: 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
□ 1) В свете утренней зари скалы окрашиваются в нежно розовые и красноватые тона и только после полудня приобретают коричневый оттенок.
□ 2) Флексии или окончания есть только у изменяемых частей речи.
□ 3) Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.
□ 4) В «Капитанской дочке» Пушкин изобразил Пугачёва как могучую но крайне противоречивую натуру.
Ответ: 4
А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
В предоктябрьские дни характер творчества Маяковского меняется: многие темы и мотивы поэзии получают новое направление, пафос произведений становится более жёстким и публицистическим.
□ 1) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
□ 2) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части
□ 3) обобщающее слово стоит перед однородными членами
□ 4) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части
Ответ: 4
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Никита шёл по узкой галерее (1) начавшей разрушаться (2) постройки (3) по стенам (4) которой были изображены сцены Страшного суда.
□ 1) 1, 2, 3
□ 2) 3
□ 3) 2, 4
□ 4) 3, 4
Ответ: 2
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я сидел у потухшего уже костра (1) и мне подумалось (2) что (3) если подняться на ту гору (4) можно увидеть Волгу.
□ 1) 1, 2, 3, 4
□ 2) 1, 2, 4
□ 3) 2, 4
□ 4) 2, 3, 4
Ответ: 1
А26. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
□ 1) Там и тут были видны чайки, которые дремали на воде в версте от берега.
□ 2) Греческая наука, которая многое переняла у египтян, получила огромный материал для дальнейшего осмысления и развития.
□ 3) И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.
□ 4) Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, которая специально для него предназначена.
Ответ: 3
Прочитайте текст и выполните задание А27.
Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь, и почти наверняка его вера пошатнётся в юности. Что ж, не бывает так: прожил жизнь и не чихнул. Но чем лучше питали человека в детстве добром и красотой, чем больше вокруг него ценили правду и труд, тем крепче будет его нравственное здоровье. Вера в добро со временем укрепится в нём и станет основой мировоззрения.
А27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
□ 1) Для нравственного здоровья человека необходимо с детства воспитывать его в атмосфере правды, добра, красоты, трудолюбия.
□ 2) Подростки часто идеализируют жизнь.
□ 3) В юности вера может пошатнуться.
□ 4) Основа мировоззрения человека - вера в добро.
Ответ: 1
Прочитайте текст и выполните задания А28 — А30, В1 — В8, С1.
(1) Конечно, мне не слишком-то нравится, что меня именуют одним из старейших писателей. (2) Но ничего не поделаешь: я пишу и печатаюсь шестьдесят три года. (3) Помню Куприна молодым человеком, ещё до того, как он написал «Поединок», и юного Блока в студенческой нарядной тужурке. (4) И мне самому удивительно, что я всё ещё не бросаю пера. (5) Но не могу и представить себе, как бы я прожил хоть несколько дней без него.
(6) Оглядываясь на свой долгий писательский путь, я нахожу на нём немало ошибок, неверных шагов и провалов. (7) Но одна черта в некоторой мере искупает мои недостатки: абсолютная искренность. (8) В качестве критика я, если бы даже хотел, не умел бы написать о том или ином литературном явлении хоть одно неправдивое слово.
(9) В писательской работе меня больше всего увлекает радость изобретения, открытия. (10) Эту радость я впервые почувствовал, когда сочинял свои сказки, форма которых, уже не говоря о сюжетах, была в нашей литературе нова.
(11) Точно так же я не стал бы писать свои книги «Высокое искусство» или «От двух до пяти», если бы меня не окрыляла уверенность, что у нас ещё не было книг на подобные темы и что я таким образом иду по непроторенной дороге. (12) И разве отдал бы я сорок лет своей жизни изучению Некрасова, если бы не сознание, что мне предстоит разрушить застарелые, рутинные представления о нём? (13) Этим чувством преодоления многолетней инерции, жаждой бороться за новое понимание Некрасова продиктованы мои книги «Некрасов как художник», «Мастерство Некрасова» и другие работы, включая сюда комментарии ко многим стихотворениям поэта в двенадцатитомном собрании его сочинений. (14) Свою до сих пор не законченную книгу о Чехове я стал писать по такой же причине: Чехов, как и Некрасов, был одним из наиболее оболганных русских писателей. (15) И я считал своим долгом освободить его образ от той многолетней лжи, которую горе-критики нагромоздили вокруг его имени.
(16) Ненавижу подражательность, эпигонство, рутину.
(17) В молодости это стремление к борьбе с установленными, тривиальными мнениями придавало иногда моим писаниям задиристый, запальчивый, крикливый характер, от которого я избавился лишь в зрелые годы, в пореволюционный период, потребовавший от писателей максимальной серьёзности.
(18) Тяга к новаторству, к преодолению косных, заплесневелых идей присуща решительно каждому, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний.
(19) В этом-то и таится для нас праздничная радость работы, её главное очарование, её соблазнительность, и я от души благодарен судьбе, что мне было дано испытать эту ни с чем не сравнимую радость.
(20) Когда я беру в руки перо, меня до сих пор не покидает иллюзия, что я всё ещё молод и что тем, для кого я пишу, ещё очень недавно исполнилось двадцать.
(21) И что у меня с ними общий язык.
(22) Наивная иллюзия, но без неё я не мог бы ни жить, ни писать, так как (нынче я чувствую это особенно ясно) быть с молодыми - наш радостный долг.
(По К. И. Чуковскому)
А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
□ 1) К. И. Чуковский писал только для детей.
□ 2) К. И. Чуковский старался разрушить традиционные представления о Некрасове и Чехове.
□ 3) Формы и сюжеты своих сказок К. И. Чуковский заимствовал у Некрасова.
□ 4) Радость работы писателя в том, что она приносит популярность.
Ответ: 2
А29. Какое утверждение является ошибочным?
□ 1) Предложение 2 поясняет суждение, высказанное в предложении 1.
□ 2) Предложение 3 текста содержит описательный фрагмент.
□ 3) В предложениях 11 — 15 представлено повествование.
□ 4) В предложениях 18 — 19 представлено рассуждение.
Ответ: 3
А30. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
□ 1) слово (предложение 8)
□ 2) уверенность (предложение 11)
□ 3) благодарен (предложение 19)
□ 4) заплесневелых (предложение 18)
Ответ: 4
При выполнении заданий В1 — В8 запишите ответ после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.
В1. Из предложения 2 выпишите слово, образованное сложением.
Ответ: шестьдесят
В2. Из предложений 1-6 выпишите прилагательное в превосходной степени.
Ответ: старейших
В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании АБСОЛЮТНАЯ ИСКРЕННОСТЬ (предложение 7).
Ответ: согласование
Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 14 — 22 найдите простое, односоставное, определённо-личное. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 16
В5. Среди предложений 1 — 10 найдите простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и однородными членами. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 6
В6. Среди предложений 5 — 10 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 5
В7. Среди предложений 11 — 16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью местоимения, антонима и лексического повтора. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 13
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 — А30, В1 — В7. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В небольшом фрагменте К. И. Чуковский воссоздаёт картину своего долгого творческого пути. Этому способствуют в первую очередь ... (предложения 3, 6, 9, 11, 13). Живость воспоминаниям и рассуждениям придают тропы: ... (предложения 11,13) и ... (предложения 3, 17, 18). Понять позицию автора помогают лексические средства выразительности, например, ... (предложения 6, 7, 9, 16, 19). Молодость души писателя подчёркивается таким синтаксическим приёмом, как ... (предложение 21).
Список терминов:
1) анафора
2) эпитеты
3) парцелляция
4) ряды однородных членов
5) риторическое восклицание
6) эмоционально окрашенная лексика
7) лексический повтор
8) метафоры
9) синонимы
Ответ: 4, 8,2,6, 3
Для ответа к заданию С1 используйте чистый лист.
Запишите сначала номер задания, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (аргументы из художественной, публицистической или научной литературы), знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Информация о тексте (вариант 1) |
Информация о тексте (вариант 2) |
||
Основные проблемы |
Авторская позиция |
Основные проблемы |
Авторская позиция |
1. Проблема сохранения исторических памятников. (Как относятся к памятникам старины?) |
1. Общество не сохранило неповторимый облик Москвы |
1. Проблема творческой личности. (Может ли одарённый человек не использовать свой дар?) |
1. Писатель не может и дня обойтись без творчества |
2. Проблема красоты. (Что такое красота?) |
2. Понятие красоты включает в себя уникальность |
2. Проблема писательского труда. (В чём привлекательность писательского труда?) |
2. Писательскому труду присущи радость изобретения, открытия |
3. Проблема роли архитектуры. (Влияет ли архитектура на людей?) |
3. Архитектура воздействует на сознание, на характер людей |
3. Проблема творчества. (Что необходимо для творческого труда?) |
3. Труд каждого, кто работает в какой бы то ни было области знаний, должен быть новаторским, оригинальным, искренним |