Контрольно-измерительные материалы - Русский язык 11 класс - Н. В. Егорова 2017
Тест 8. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Текст
Вариант 1
А1. В каком варианте правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда я учился в школе (1) а потом в университете (2) мне казалось (3) что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке (4) и меня будут окружать совсем другие люди.
□ 1) 1, 3, 4
□ 2) 1, 2, 3, 4
□ 3) 2, 3
□ 4) 1, 2, 3
Ответ: 4
А2. Как объяснить постановку двоеточия в предложении?
Люди мечтают о разных вещах: кто о деньгах, кто о славе, кто о власти, кто о любви.
□ 1) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части
□ 2) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
□ 3) обобщающее слово стоит перед однородными членами
□ 4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части
Ответ: 1
А3. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
□ 1) Дети стали большими () им надо серьёзно учиться.
□ 2) Вдруг потемнело () набежала на солнце туча.
□ 3) Странный случай произошёл () в дороге совершенно поиздержался
□ 4) Печален я () со мною друга нет.
Ответ: 1
Прочитайте фрагмент книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и выполните задания А4, В1, В2, С1.
(1) Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.
(2) Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. (3) Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслонённую красоту» обогащает человека духовно.
(4) 3аметить красоту в природе, в посёлке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живёт человек.
(5) Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. (6) Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. (7) Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... (8) А жизнь бесконечно глубока. (9) Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.
А4. Укажите верную характеристику седьмого предложения текста.
□ 1) сложное бессоюзное
□ 2) сложносочинённое
□ 3) сложноподчинённое
□ 4) простое осложнённое
Ответ: 4
В1. Найдите сложное предложение с придаточным определительным. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 4
В2. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 8
С1. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию Д. С. Лихачёва. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (аргументы из художественной, публицистической или научной литературы), знания и жизненные наблюдения.
Вариант 2
А1. В каком варианте правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования (1) или даже мелкие подтасовки фактов (2) и научная истина оттесняется на второй план (3) наука перестаёт существовать (4) а сам учёный рано или поздно перестаёт быть учёным.
□ 1) 1, 2, 3, 4
□ 2) 2, 3, 4
□ 3) 3, 4
□ 4)1, 3, 4
Ответ: 3
А2. Как объяснить постановку двоеточия в предложении?
Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими.
□ 1) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
□ 2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет. раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части
□ 3) обобщающее слово стоит перед однородными членами
□ 4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части
Ответ: 2
А3. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
□ 1) Утро было чудесным () умытый лес улыбался, пели птицы.
□ 2) Со мною вот что происходит () ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те.
□ 3) Шестнадцать лет служу () такого со мной не бывало.
□ 4) Я знаю () в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Ответ: 3
Прочитайте фрагмент статьи Ю. М. Лотмана «Биография — живое лицо» и выполните задания А4, B1, В2, С1.
(1) Что влечёт читателя к биографии? (2) Не понимая природы своего интереса, иной читатель может думать, что его притягивают к себе авантюрные или пикантные подробности из жизни знаменитого писателя. (3) И тогда легко объяснимым кажется успех псевдоисторических жанров с их детективной, а то и скандальной интригой. (4) Но сквозь туман успеха, вызванного незрелой культурой такого читателя, пробивается интерес к Литературе. (5) Это она зовёт тех, кто откликается на её призыв, сам не понимая, откуда этот призыв исходит, и радуясь подделкам, пока на ощупь пробирается к правде. ^Популярность низкопробной литературы - всегда расплата за серость так называемой серьёзной. (7) Там, где есть Великая Литература, низкопробная псевдолитература погибает сама, как сорняки у корней дуба.
А4. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
□ 1) сложное бессоюзное
□ 2) сложносочинённое
□ 3) сложноподчинённое
□ 4) простое осложнённое
Ответ: 4
В1. Найдите сложноподчинённое предложение, которое включает придаточное времени. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 5
В2. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора, синонимов и антонимов. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 7
С1. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию Ю. М. Лотмана. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (аргументы из художественной, публицистической или научной литературы), знания и жизненные наблюдения.
Автор: Н. В. Егорова