Контрольно-измерительные материалы - Русский язык 11 класс - Н. В. Егорова 2017


Тест 7. Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение с одним придаточным

Вариант 1

    А1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.

Само время было проникнуто духом перемен () и Маяковский почувствовал этот дух, выразил его в своих стихах.

    □ 1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

    □ 2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

    □ 3) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    □ 4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    Ответ: 2

    А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

    □ 1) Грохот грома раздавался непрерывно, и сливался в один сплошной гул.

    □ 2) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.

    □ 3) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса.

    □ 4) Шёл мелкий снежок, и было довольно холодно.

    Ответ: 1

    А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Книга (1) автор (2) которой (3) размышляет о разнообразнейших явлениях жизни (4) написана в форме дневника.

    □ 1) 2, 3

    □ 2) 1, 3, 4

    □ 3) 1, 4

    □ 4) 1, 2, 3, 4

    Ответ: 3

    А4. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    □ 1) Можно говорить о трёх литературно-художественных направлениях, которые определили развитие литературного процесса в России в XX веке.

    □ 2) Сценическое действие пьесы движется сложно и не укладывается в схему, по которой ложь посрамляется, а правда утверждается.

    □ 3) Удивительная молитва, которая является смысловым центром стихотворения, соотносится со всем творчеством поэта.

    □ 4) В образе Беликова Чехов изобразил тип героя, который не встречался раньше в русской литературе.

    Ответ: 2

    Прочитайте фрагмент книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и выполните задания B1, С1.

(1) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (2) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (3) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

(4) Надо быть патриотом, а не националистом. (5) Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (6) Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (7) Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (8) В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

    В1. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным причины. Запишите номера этих предложений.

    Ответ: 5, 6

    С1. Напишите, согласны ли вы с мнением Д. С. Лихачёва. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (аргументы из художественной, публицистической или научной литературы), знания и жизненные наблюдения.

Вариант 2

    А1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.

Начинался уже XX век () и эстафету художественных реалистических открытий принял А. П. Чехов.

    □ 1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

    □ 2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

    □ 3) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    □ 4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    Ответ: 2

    А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

    □ 1) Шумят деревья весело-сухие, и тёплый ветер нежен и упруг.

    □ 2) В поисках путей выхода из кризиса писатели по традиции начинали искать особых людей и выводить их на страницы своих книг.

    □ 3) Группа школьников двинулась за экскурсоводом, и мы тоже поспешили в следующий зал.

    □ 4) Изредка хлопнет обессиленный парус, или под кормой плеснёт волна.

    Ответ: 4

    А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Писатели-реалисты (1) в произведениях (2) которых (3) заметно усиливается интерес к глубоким внутренним процессам душевной жизни человека (4) показывали подчас неуловимые сдвиги и переходы психологических состояний и настроений героев.

    □ 1) 1, 4

    □ 2) 1, 3, 4

    □ 3) 2, 3

    □ 4) 1, 2, 3, 4

    Ответ: 1

    А4. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    □ 1) На развалинах старых дворцов возводятся ещё более величественные новые, вокруг которых простираются кипящие жизнью города.

    □ 2) Лохматая собака, которая мирно лежала в ногах хозяина, вдруг подняла голову и навострила уши.

    □ 3) Лишь внешне спокоен тихий Дон, который никогда не знал покоя.

    □ 4) Архимед, который был величайшим маатематиком и физиком древности, жил в Греции.

    Ответ: 1

    Прочитайте фрагмент книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и выполните задания B1, С1.

(1) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

(2) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (3) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (4) Главное действующее лицо этого произведения - Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение.

    (5) Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано.

    (6) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (7) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

    В1. Найдите сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью. Запишите номера этих предложений.

    Ответ: 1, 4

    С1. Напишите, согласны ли вы с мнением Д. С. Лихачёва. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (аргументы из художественной, публицистической или научной литературы), знания и жизненные наблюдения.

Автор: Н. В. Егорова