Контрольно-измерительные материалы - Русский язык 11 класс - Н. В. Егорова 2017
Тест 7. Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение с одним придаточным
Вариант 1
А1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.
Само время было проникнуто духом перемен () и Маяковский почувствовал этот дух, выразил его в своих стихах.
□ 1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
□ 2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
□ 3) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
□ 4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
Ответ: 2
А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Грохот грома раздавался непрерывно, и сливался в один сплошной гул.
□ 2) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.
□ 3) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса.
□ 4) Шёл мелкий снежок, и было довольно холодно.
Ответ: 1
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Книга (1) автор (2) которой (3) размышляет о разнообразнейших явлениях жизни (4) написана в форме дневника.
□ 1) 2, 3
□ 2) 1, 3, 4
□ 3) 1, 4
□ 4) 1, 2, 3, 4
Ответ: 3
А4. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
□ 1) Можно говорить о трёх литературно-художественных направлениях, которые определили развитие литературного процесса в России в XX веке.
□ 2) Сценическое действие пьесы движется сложно и не укладывается в схему, по которой ложь посрамляется, а правда утверждается.
□ 3) Удивительная молитва, которая является смысловым центром стихотворения, соотносится со всем творчеством поэта.
□ 4) В образе Беликова Чехов изобразил тип героя, который не встречался раньше в русской литературе.
Ответ: 2
Прочитайте фрагмент книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и выполните задания B1, С1.
(1) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (2) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (3) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
(4) Надо быть патриотом, а не националистом. (5) Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (6) Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (7) Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (8) В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.
В1. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным причины. Запишите номера этих предложений.
Ответ: 5, 6
С1. Напишите, согласны ли вы с мнением Д. С. Лихачёва. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (аргументы из художественной, публицистической или научной литературы), знания и жизненные наблюдения.
Вариант 2
А1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.
Начинался уже XX век () и эстафету художественных реалистических открытий принял А. П. Чехов.
□ 1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
□ 2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
□ 3) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
□ 4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
Ответ: 2
А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Шумят деревья весело-сухие, и тёплый ветер нежен и упруг.
□ 2) В поисках путей выхода из кризиса писатели по традиции начинали искать особых людей и выводить их на страницы своих книг.
□ 3) Группа школьников двинулась за экскурсоводом, и мы тоже поспешили в следующий зал.
□ 4) Изредка хлопнет обессиленный парус, или под кормой плеснёт волна.
Ответ: 4
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Писатели-реалисты (1) в произведениях (2) которых (3) заметно усиливается интерес к глубоким внутренним процессам душевной жизни человека (4) показывали подчас неуловимые сдвиги и переходы психологических состояний и настроений героев.
□ 1) 1, 4
□ 2) 1, 3, 4
□ 3) 2, 3
□ 4) 1, 2, 3, 4
Ответ: 1
А4. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
□ 1) На развалинах старых дворцов возводятся ещё более величественные новые, вокруг которых простираются кипящие жизнью города.
□ 2) Лохматая собака, которая мирно лежала в ногах хозяина, вдруг подняла голову и навострила уши.
□ 3) Лишь внешне спокоен тихий Дон, который никогда не знал покоя.
□ 4) Архимед, который был величайшим маатематиком и физиком древности, жил в Греции.
Ответ: 1
Прочитайте фрагмент книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и выполните задания B1, С1.
(1) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
(2) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (3) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (4) Главное действующее лицо этого произведения - Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение.
(5) Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано.
(6) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (7) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
В1. Найдите сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью. Запишите номера этих предложений.
Ответ: 1, 4
С1. Напишите, согласны ли вы с мнением Д. С. Лихачёва. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (аргументы из художественной, публицистической или научной литературы), знания и жизненные наблюдения.
Автор: Н. В. Егорова