Контрольно-измерительные материалы - Русский язык 11 класс - Н. В. Егорова 2017


Тест 6. Итоговый за первое полугодие

Вариант 1

    А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    □ 1) бАловать

    □ 2) принЯть

    □ 3) катАлог

    □ 4) цЕмент

    Ответ: 2

    А2. В каком предложении вместо слова ГОРНЫЙ нужно употребить ГОРСКИЙ?

    □ 1) С самолёта хорошо был виден весь ГОРНЫЙ массив.

    □ 2) Я очень дорожил когда-то подаренным мне образцом ГОРНОГО хрусталя.

    □ 3) На Кавказе до сих пор соблюдаются многие ГОРНЫЕ обычаи.

    □ 4) Приходилось пробираться по узкой ГОРНОЙ дороге, рискуя свалиться с обрыва.

    Ответ: 3

    А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    □ 1) соус из помидор

    □ 2) в две тысячи двенадцатом году

    □ 3) многомиллионный Токио

    □ 4) более строгий

    Ответ: 1

    А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Нисколько не стараясь узнавать окрестные места, ...

    □ 1) ...я пошёл прямо по звёздам.

    □ 2) ...звёзды освещали мне путь.

    □ 3) ...стало понятно, что я заблудился.

    □ 4) ...это было бесполезно.

Ответ: 1

    А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    □ 1) По приезде необходимо сдать отчёт.

    □ 2) Бабушка обрадовалась тому, что внук ей наконец позвонил.

    □ 3) Среди книг, прочитанным в последнее время, мне особенно понравилась одна.

    □ 4) Вопреки нашим стараниям ничего не выходило.

    Ответ: 3

    Прочитайте текст и выполните задания А6 — А11.

(1) ... (2) Будучи включённым, он принимает и излучает электромагнитные сигналы. (3) Когда вы говорите по вашему телефону, система, обеспечивающая ваш звонок, контролирует уровень сигнала, излучаемого вашим телефоном. (4) Конструкция вашего телефона соответствует действующим в стране требованиям по допустимому уровню электромагнитного излучения, воздействующего на человека. (5) Для обеспечения нормальной работы телефона и соответствия уровня электромагнитного излучения аппарата допустимым уровням всегда соблюдайте меры предосторожности. (6) ... вы подвергаете своё здоровье опасности.

    А6. Какое предложение должно быть первым в этом тексте?

    □ 1) Пользуйтесь только официально поставляемыми сменными антеннами, не держитесь за антенну работающего устройства.

    □ 2) При ношении телефона на одежде пользуйтесь специальными держателями или футлярами.

    □ 3) Падение телефона, попадание в него влаги могут привести к его повреждению.

    □ 4) Ваш телефон состоит из приёмника и передатчика.

    Ответ: 4

    А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

    □ 1) однако

    □ 2) в противном случае

    □ 3) короче говоря

    □ 4) случайно

    Ответ: 2

    А8. Какое слово или какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или в одной из частей предложения) текста?

    □ 1) он излучает (предложение 2)

    □ 2) излучаемого телефоном (предложение 3)

    □ 3) соблюдайте меры (предложение 5)

    □ 4) соблюдайте (предложение 5)

    Ответ: 4

    А9. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.

    □ 1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

    □ 2) сложносочинённое, осложнено причастными оборотами

    □ 3) сложноподчинённое, осложнено причастными оборотами

    □ 4) сложноподчинённое, осложнено деепричастными оборотами

    Ответ: 3

    А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВКЛЮЧЁННЫМ (предложение 2).

    □ 1) прилагательное

□ 2) деепричастие совершенного вида

    □ 3) страдательное причастие

    □ 4) действительное причастие

    Ответ: 3

    A11. Укажите значение слова УРОВЕНЬ (предложение 4).

    □ 1) величина какой-либо характеристики

    □ 2) условная горизонтальная линия или плоскость, являющаяся границей высоты чего-либо

    □ 3) ступень, достигнутая в развитии чего-либо

    □ 4) прибор для проверки горизонтальных плоскостей и измерения небольших углов наклона

    Ответ: 1

    А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?

Прихожая была уставле(1)а какими-то коробками и ящиками; надеревя(2)ой стене, краше(3)ой под кирпич, висел поноше(4)ый серый плащ.

    □ 1) 1, 2, 3, 4

    □ 2) 2, 3, 4

    □ 3) 2, 4

    □ 4) 1, 2, 3

Ответ: 2

    А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

    □ 1) а..стократ, отр..сль, л..ловый

    □ 2) прик..саться, эш..лон, отв..нтить

    □ 3) выст..лить, п..чатать, ч..стоплотный

    □ 4) расцв..тать, ч..щоба, обв..нение

    Ответ: 4

    А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    □ 1) и..править, бе..вкусица, сни..хождение

    □ 2) пред..юбилейный, грузопод..ёмник, ад..ютант

    □ 3) раз..грать, дез..нтеграция, без..нтересный

    □ 4) пр..лестный, пр..вокзальный, пр..слониться

    Ответ: 2

    А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

    □ 1) ответ..шь, неотъемл..мый

    □ 2) сдерж..шь, устро..вший

    □ 3) бре..шься, завис..вший

    □ 4) удосто..нный, вытерп..м

    Ответ: 3

    А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

    A. въедл..вый

    Б. находч..вый

    B. рол..вой

    Г. плюш..вый

    □ 1) А, Б

    □ 2) Б, В, Г

    □ 3) А, Б, Г

    □ 4) А, Б, В

    Ответ: 1

    А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

    □ 1) Иван Петрович - человек (не)молодой, но бодрый и полный сил.

    □ 2) Почему утюг (не)выключен?

    □ 3) (Не)пройденный путь кажется бесконечным.

    □ 4) (Ни)кто иной не мог бы этого сделать.

    Ответ: 2

    А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

    □ 1) Мне попалось (ТО)ЖЕ задание, которое мы выполняли (В)НАЧАЛЕ года.

    □ 2) Имейте (В)ВИДУ: я (ВСЁ)РАВНО добьюсь своего.

    □ 3) ЧТО(БЫ) такое приготовить на ужин, ЧТО(БЫ) всем понравилось?

    □ 4) (В)МЕСТО того чтобы ждать, мы решили отправиться (НА)ВСТРЕЧУ нашим товарищам.

    Ответ: 4

    А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.

Пугачёв дал знак () и меня тотчас отпустили и оставили.

    □ 1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

    □ 2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

    □ 3) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    □ 4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    Ответ: 2

    А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Франк пересёк внутренний дворик (1) искусно затенённый навесами (2) и (3) увитый растениями (4) и прошёл в противоположное крыло дома (5) в большую комнату (6) выходившую окнами на море.

    □ 1) 2, 4, 6

    □ 2) 1, 3, 4

    □ 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    □ 4) 1, 4, 5, 6

    Ответ: 4

    А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Спасибо (1) отец (2) за советы и помощь (3) но (4) видно (5) от судьбы не уйдёшь.

    □ 1) 2, 3

    □ 2) 1, 2, 3

    □ 3) 1, 2, 3, 4, 5

    □ 4) 3, 5

    Ответ: 3

    А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

    □ 1) В поход хорошо брать с собой галеты или сухие хлебцы.

    □ 2) В данную книгу вошли тексты как из произведений художественной литературы публицистики так и из научно-популярных книг.

    □ 3) Байкалу посвящены легенды и песни и рассказы.

    □ 4) Тоненькие служат больше по особым поручениям или только числятся и виляют туда и сюда.

    Ответ: 1

    А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Неприятности во время долгого путешествия сыпались одна за другой: лютая стужа сменялась жестоким зноем, из безводной пустыни вы попадали в болото.

    □ 1) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части

    □ 2) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

    □ 3) обобщающее слово стоит перед однородными членами

    □ 4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

    Ответ: 1

    А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Храм Покрова на Нерли (1) основателем (2) которого (3) был князь Андрей Боголюбский (4) построен в честь его (5) погибшего в лютой сечи (6) сына.

    □ 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    □ 2) 1, 4

    □ 3) 3, 4, 5

    □ 4) 3, 5, 6

    Ответ: 2

    А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Герой Даниэля Дефо очутился на необитаемом острове (1) и (2) когда положение казалось безнадёжным (3) Робинзон понял (4) что (5) если он будет бездействовать (6) то погибнет.

    □ 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    □ 2) 3, 4, 5, 6

    □ 3) 1, 2, 3, 4, 6

    □ 4) 2, 3, 5

    Ответ: 3

    А26. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    □ 1) Прилавки и полки булочной, которая имела отдельный вход, всегда были окружены толпами покупателей.

    □ 2) Я не видал человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством.

    □ 3) Первый в жизни автограф Астафьев поставил человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

    □ 4) Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

    Ответ: 4

    Прочитайте текст и выполните задание А27.

В детективной литературе внимание читателей сосредоточено на таинственном событии. Характеры, по сути дела, никого не интересуют. Они заменены ролями: роль жертвы, роль преступника, роль незадачливого официального сыщика-полицейского и роль мудрого, всепроникающего детектива. Жертва, как правило, в действии не участвует: ей суждено погибнуть, - и именно с этого момента начинается настоящее действие. Если же и участвует в сюжете, то несомненно она наименее интересная фигура: её роль чисто страдательная - быть объектом преступного действия или намерения. Наибольший же интерес привлекает, бесспорно, детектив: ход его размышлений, самые детали его поведения подаются читателю как достойные пристального внимания.

    А27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    □ 1) В детективной литературе чётко распределяются роли.

    □ 2) Жертва в детективном сюжете обычно погибает.

    □ 3) Главная роль в детективе принадлежит сыщику.

    □ 4) В детективной литературе внимание читателя обращается прежде всего на личность детектива и его размышления.

    Ответ: 4

    Прочитайте текст и выполните задания А28 — А30, В1 — В8, С1.

(1) Наша первая юность проходила под знаком Блока. (2) Сборники его стихотворений были нашими настольными книгами. (3) «Блоком бредила вся молодёжь обеих столиц, - вспоминал Борис Пастернак в “Докторе Живаго”, - Блок - это явление Рождества во всех областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе, под звёздным небом современной улицы и вокруг зажжённой ёлки в гостиной нынешнего века». (4) К какому литературному течению, к какой литературной школе принадлежала поэзия Блока, нас тогда не интересовало: мы её слушали, она проникала в нас и запоминалась мелодически.

(5) Впрочем, Блок сам говорил: «(6) Вначале была музыка. (7) Музыка есть сущность мира. (8) Мир растёт в упругих ритмах. (9) Рост мира есть культура. (10) Культура есть музыкальный ритм».

(11) Теории в нашем возрасте были нам ещё не по вкусу. (12) Не следует, однако, думать, что мы не были с ними знакомы; но теории, школы, направления, течения представлялись нам в то время не более чем темой для «умных» разговоров. (13) Мы ждали от поэзии другого, и Блок не был для нас случайностью: он был нашим избранником.

(14) Почему именно Блок? (15) Врядли мы смогли бы ответить удовлетворительно. (16) Рождение иллюзий, гибель иллюзий не были для нас символизмом, но жизнью.

(17) «О блоковской “Прекрасной Даме” много гадали, - писал Гумилёв, преступно расстрелянный Гумилёв, - хотели видеть в ней то Жену, облечённую в Солнце, то Вечную Женственность, то Символ России. (18) Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблён поэт, то, мне кажется, сам образ, сделавшись ближе, станет ещё чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении». (19) Такое объяснение казалось нам «упрощенством», но сами мы приблизительно так и верили.

(20) «Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать», - писал в 1910 году сам Блок. (По Ю. П. Анненкову)

    А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

    □ 1) Анненков был награждён знаком Блока.

    □ 2) Пастернак вспоминает о стихотворении Блока, посвящённом Рождеству.

    □ 3) Блок считал, что задача художника — показывать, а не доказывать.

    □ 4) Блок принадлежал к течению акмеистов.

    Ответ: 3

    А29. Какое утверждение является ошибочным?

    □ 1) Предложение 3 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 1 текста.

    □ 2) В предложениях 14 — 16 представлено повествование.

    □ 3) В предложениях 6 — 10 представлено рассуждение.

    □ 4) Предложения 17 — 18 содержат описательный фрагмент.

    Ответ: 2

    А30. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

    □ 1) настольными (предложение 2)

    □ 2) течению (предложение 4)

    □ 3) преступно (предложение 17)

    □ 4) доказывать (предложение 20)

    Ответ: 2

    При выполнении заданий В1 — В8 запишите ответ после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

    Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.

    В1. Из предложений 1 — 2 выпишите слово, образованное сложением.

    Ответ: стихотворений

    В2. Из предложений 17 — 19 выпишите прилагательные в сравнительной степени.

    Ответ: ближе, чудеснее

    В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЗАПОМИНАЛАСЬ МЕЛОДИЧЕСКИ (предложение 4).

    Ответ: примыкание |

    Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.

    В4. Среди предложений 1 — 7 найдите такое, которое включает в себя односоставное безличное. Запишите номер этого предложения.

    Ответ: 4

    В5. Среди предложений 11 — 16 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами. Запишите номер этого предложения.

    Ответ: 16

    В6. Среди предложений 11 — 16 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Запишите номер этого предложения.

    Ответ: 13

    В7. Среди предложений 4 — 12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора. Запишите номер этого предложения.

    Ответ: 5

    В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 — А30, В1 — В7. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ю. П. Анненков, объясняя огромное влияние Блока на молодёжь начала XX века, обильно применяет ... (предложения 3, 5 — 10, 17, 18, 20). Картина жизни того времени показана с помощью такого синтаксического средства выразительности, как ... (предложения 3, 4, 12, 16 — 18). Тропы: ... (предложения 3, 16) и ... (предложение 18) — придают тексту образность и эмоциональность.

Список терминов:

1) риторические приёмы

2) эпитеты

3) гипербола

4) ряды однородных членов

5) анафора

6) сравнения

7) цитирование

8) однокоренные слова

9) метафоры

    Ответ: 7, 4, 9, 2

    Для ответа к заданию С1 используйте чистый лист. Запишите сначала номер задания (С1), а затем напишите сочинение.

    С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (аргументы из художественной, публицистической или научной литературы), знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    При выполнении заданий А1 — А30 поставьте знак «X» в клеточку рядом с номером выбранного вами ответа.

Информация о тексте

Основные проблемы

Авторская позиция

1. Проблема роли искусства. (Какое влияние оказывала поэзия Блока на молодёжь начала XX века?)

1. Поэзия Блока оказывала на молодёжь магическое действие, Блок был крупнейшим культурным явлением

2. Проблема теории и жизни. (Как соотносились теория и жизнь поколения начала XX века?)

2. Для молодёжи теория на втором плане. Блок стал избранником поколения

3. Проблема философии культуры. (Каковы были взгляды Блока на искусство?)

3. «Музыка есть сущность мира» (А. Блок). Поэзия Блока запоминалась мелодически

Вариант 2

    А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    □ 1) щАвель

    □ 2) красивЕе

    □ 3) начАл

    □ 4) жалюзИ

    Ответ: 4

    А2. В каком предложении вместо слова ИНДИЙСКИЙ нужно употребить ИНДЕЙСКИЙ?

    □ 1) Сари - традиционная ИНДИЙСКАЯ женская одежда.

    □ 2) Мы прилетели в ИНДИЙСКУЮ столицу уже под вечер.

    □ 3) ИНДИЙСКИЕ фильмы популярны во всём мире.

    □ 4) Вигвам — это ИНДИЙСКОЕ жилище.

    Ответ: 4

    А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    □ 1) пятеро девушек

    □ 2) с двумястами двадцатью сотрудниками

    □ 3) килограмм яблок

    □ 4) потёртых джинсов

    Ответ: 1

    А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

    Подъехав к остановке, ...

    □ 1) ...она была совершенно пустой.

    □ 2) ...трамвай плавно замедлил ход.

    □ 3) ...мне надо было выходить.

    □ 4) ...было уже десять минут девятого.

    Ответ: 2

    А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    □ 1) Согласно договора исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ.

    □ 2) Билеты будут продаваться по прибытии поезда.

    □ 3) Оплатите покупку в течение одной недели.

    □ 4) Ему удалось дотянуться до мяча и в падении забить гол.

    Ответ: 1

    Прочитайте текст и выполните задания А6 — А11.

(1) ... (2) Чем быстрее она оказана, тем больше надежды на благоприятный исход. (3) ... такую помощь своевременно может и должен оказать тот, кто находится рядом с пострадавшим. (4) Основными условиями успеха при оказании первой помощи пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях являются спокойствие, находчивость, быстрота действий, знания и умение подающего помощь. (5) Эти качества воспитываются и могут быть выработаны в процессе специальной подготовки, которая должна проводиться наряду с профессиональным обучением. (6) Каждый работник предприятия должен уметь оказать помощь так же квалифицированно, как выполнять свои профессиональные обязанности.

    А6. Какое предложение должно быть первым в этом тексте?

    □ 1) Ознакомьтесь с основными способами переноски и эвакуации пострадавших.

    □ 2) Необходимо уметь накладывать повязку при повреждении (ранении, ожоге, обморожении, ушибе).

    □ 3) Одним из важнейших положений оказания первой помощи является её срочность.

    □ 4) Надо использовать подручные средства при переноске, погрузке и транспортировке пострадавших.

    Ответ: 3

    А7. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

    □ 1) однако

    □ 2) конечно

    □ 3) вернее

    □ 4) поэтому

    Ответ: 4

    А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или в одной из частей предложения) текста?

    □ 1) находится (предложение 3)

    □ 2) условиями являются (предложение 4)

    □ 3) которая должна проводиться (предложение 5)

    □ 4) работник должен (предложение 6)

    Ответ: 3

    А9. Укажите верную характеристику второго предложения текста.

    □ 1) сложносочинённое

    □ 2) сложноподчинённое

    □ 3) сложное бессоюзное

    □ 4) простое осложнённое

    Ответ: 2

    А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВЫРАБОТАНЫ (предложение 5).

    □ 1) краткое прилагательное

    □ 2) краткое причастие

    □ 3) наречие

    □ 4) глагол

    Ответ: 2

    A11. Укажите значение слова ИСХОД (предложение 2).

    □ 1) завершение, результат

    □ 2) выход откуда-то

    □ 3) начало, исходный момент

    □ 4) способ разрешить затруднения

    Ответ: 1

    А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?

К заполне(1)ой разным людом торговой площади вела мощё(2)ая камнем стари(3)ая улочка; по ней то и дело громыхали телеги, которые были нагруже(4)ы товаром.

    □ 1) 1, 2, 4

    □ 2) 2, 3, 4

    □ 3) 1, 3, 4

    □ 4) 1, 2, 3

    Ответ: 4

    А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

    □ 1) б..гровый, подг..реть, р..туал

    □ 2) р..сти, опт..мизм, пр..стать

    □ 3) пот..пление, пос. литься, пл..мянник

    □ 4) м.ляр, ген..рал, ч..столюбие

    Ответ: 3

    А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    □ 1) пред..стория, вз..мать, под..скать

    □ 2) пр..одолеть, пр..думанный, пр..града

    □ 3) об..узить, двух..этажный, сверх..естественный

    □ 4) во..прянуть, ра..ценка, и..чезнуть

    Ответ: 4

    А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

    □ 1) прикле..шь, посе..шь

    □ 2) опостыл..вший, лепеч..шь

    □ 3) слага..мое, мол..мся

    □ 4) бормоч..шь, упорядоч..м

    Ответ: 2

    А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

    A. глянц..вый

    Б. уклони..вый

    B. привередл..вый

    Г. измени..вый

    □ 1) А, Б

    □ 2) Б, В, Г

    □ 3) А, Б, Г

    □ 4) А, Б, В

    Ответ: 2

    А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

    □ 1) Как оказалось, что (не)кому помочь старому человеку?

    □ 2) Комната была (не)большой, а уютной и чистой.

    □ 3) (Не)смотря на то что за окном шумели машины и грохотали трамваи, он спал как убитый.

    □ 4) (Не)сданные в библиотеку книги горой лежали на столе.

    Ответ: 4

    А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

    □ 1) Героями Чехова часто бывают врачи, (ТАК) КАК сам писатель ТО(ЖЕ) был доктором.

    □ 2) (В)ТЕЧЕНИЕ недели будет ТАК(ЖЕ) жарко, как в июле.

    □ 3) (С)НОВА объявили, что рейс задерживается (В)ВИДУ неприбытия самолёта.

    □ 4) (ПЕРЕДО)МНОЙ стояла задача: обойти защитников, а (ЗА)ТЕМ пробиться к воротам.

    Ответ: 3

    А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.

Дуньте на умирающую лампаду () и пусть она погаснет.

    □ 1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

    □ 2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

    □ 3) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    □ 4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    Ответ: 2

    А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С высот Кордильер (1) несётся река Руис (2) холодная и пенистая (3) а (4) потом (5) успокоившись на низине (6) широко и лениво течёт по наносному болоту в море.

    □ 1) 2, 3, 5, 6

    □ 2) 3, 5, 6

    □ 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    □ 4) 4, 6

    Ответ: 1

    А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вы (1) уважаемый (2) доктор (3) догадываетесь (4) очевидно (5) о цели моего визита.

    □ 1) 3, 5

    □ 2) 1, 2, 3, 4, 5

    □ 3) 1, 2

    □ 4) 1, 3, 4, 5

    Ответ: 4

    А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

    □ 1) Живут они в ладу и трудятся охотно и усердно.

    □ 2) Волосы у толстых были или низко пострижены или прилизаны.

    □ 3) Третьякову были присуши просвещённость и гуманизм и понимание общенародной роли искусства.

    □ 4) В зависимости от задания новый текст органично вписывается в структуру текста изложения или продолжает его или представляет собой самостоятельную часть работы.

    Ответ: 2

    А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Булочная Филиппова всегда была полна покупателей: нигде в Москве нельзя было купить более вкусного и ароматного хлеба.

    □ 1) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части

    □ 2) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

    □ 3) обобщающее слово стоит перед однородными членами

    □ 4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

    Ответ: 2

    А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Журнал «Новый мир» (1) редактором (2) которого (3) долгое время был Александр Трифонович Твардовский (4) сыграл большую роль в становлении (5) жаждущего перемен (6) общества.

    □ 1) 3, 5, 6

    □ 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    □ 3) 2, 4, 5

    □ 4) 1, 4

    Ответ: 4

    А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Памятник Пушкину на Тверском бульваре был открыт в 1880 году (1) и (2) когда на торжествах выступил Достоевский (3) его речь (4) которая раскрыла национальный и общечеловеческий смысл неповторимого явления Пушкина (5) стала крупнейшим литературным и общественным событием.

    □ 1) 3, 4, 5

    □ 2) 1, 3, 4, 5

    □ 3) 1, 2, 3, 4, 5

    □ 4) 2, 3, 4

    Ответ: 3

    А26. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    □ 1) В руках его не было ни камня, ни палки, которыми он мог бы обороняться.

    □ 2) По краю располагалась клумба, которая своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминала ковёр.

    □ 3) Церковные колокола, которые звучали на десятки вёрст, были своеобразным эпическим оркестром.

□ 4) Левитан долго смотрел на церковь, которая стояла рядом с часовенкой, на заволжский лесной простор.

Ответ: 1

    Прочитайте текст и выполните задание А27.

В одном греческом городе надо было поставить статую; из-за заказа на эту статую спорили два скульптора, и народное собрание должно было рассудить соискателей. Первый мастер вышел к народу и произнёс чрезвычайно убедительную речь о том, как должна выглядеть упомянутая статуя. Второй неловко влез на возвышение для ораторов и заявил: «Граждане! То, что вот этот наговорил, я берусь сделать». Соль анекдота в том, что из обоих мастеров доверять лучше второму. И впрямь, разве тот, кто слишком охотно делает своё ремесло темой для рассуждений, не оказывается чаще всего работником весьма сомнительного свойства? Как говорить о работе? Пока она не завершена, её страшно «сглазить»; когда она закончена, её нужно выбросить из головы и думать только о следующей...

    А27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    □ 1) За право поставить статую спорили два скульптора.

    □ 2) Речь первого скульптора была посвящена внешнему виду будущей статуи.

    □ 3) Не надо всуе говорить о работе, прежде чем она не закончена.

    □ 4) Доверять лучше тому скульптору, который обещал воплотить замысел.

    Ответ: 3

    Прочитайте текст и выполните задания А28 — А30, В1 — В8, С1.

(1) О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков. (2) Некоторые из них могут привести в отчаяние своей пошлостью.

(3) Больше всего опошлено вдохновение.

(4) Почти всегда оно представляется невеждам в виде выпученных в непонятном восхищении, устремлённых в небо глаз поэта или закушенного зубами гусиного пера.

(5) Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека. (6) Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. (7) Так же как и пресловутые «муки творчества».

(8) Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

(9) Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

(10) Да, вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

(11) Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы.

(12) Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

(13) Вдохновение - как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

(14) Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

(15) О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. (16) Тургенев называл вдохновение «приближением Бога», озарением человека мыслью и чувством.

(17) Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: (18) «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. (19) Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения».

(20) Но как бы мы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть бесплодно, не одарив собою людей. (По К. Г. Паустовскому)

    А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

    □ 1) Не каждому удаётся переживать состояние вдохновения.

    □ 2) О вдохновении хорошо написал Пушкин.

    □ 3) Вдохновение можно сравнить с тихой ночью.

    □ 4) Театральная поза не выражает душевного подъёма.

    Ответ: 4

    А29. Какое утверждение является ошибочным?

    □ 1) В предложениях 17 — 20 представлено повествование.

    □ 2) В предложении 4 представлено описание.

    □ 3) В предложениях 10 — 14 представлено рассуждение.

    □ 4) Предложение 3 конкретизирует суждение, высказанное в предложении 2 текста.

    Ответ: 1

    А30. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

    □ 1) гусиного (предложение 4)

    □ 2) окраска (предложение 10)

    □ 3) рабочее (предложение 5)

    □ 4) кокетливо (предложение 8)

    Ответ: 2

    При выполнении заданий В1 — В8 запишите ответ после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

    Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.

    В1. Из предложения 4 выпишите слово, образованное приставочным способом.

    Ответ: непонятном

    В2. Из предложения 14 выпишите частицу.

    Ответ: даже

    В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании СБРОСИВШЕЕ ТУМАНЫ (предложение 11).

    Ответ: управление

    Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.

    В4. Среди предложений 13 — 17 найдите простое односоставное безличное. Запишите номер этого предложения.

    Ответ: 15

    В5. Среди предложений 15 — 20 найдите простое предложение, осложнённое вводным словом. Запишите номер этого предложения.

    Ответ: 17

    В6. Среди предложений 5 — 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Запишите номер этого предложения.

    Ответ: 8

    В7. Среди предложений 11 — 15 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью местоимений и тождественных видовременных глагольных форм. Запишите номер этого предложения.

    Ответ: 12

    В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 — А30, В1 — В7. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Для аргументации своих утверждений К. Г. Паустовский использует синтаксические средства выразительности: ... (предложение 7), разные виды ... (предложения 8, 16 — 19). С этой же целью писатель обильно применяет тропы: ..., ... (предложения 11, 13, 14) и ... (предложение 12), благодаря которым текст становится ярким, живым, одушевлённым.

Список терминов:

1) риторические приёмы

2) эпитеты

3) парцелляция

4) ряды однородных членов

5) анафора

6) сравнения

7) цитирование

8) олицетворения

9) гиперболы

    Ответ: 3,7, 2,6,8 (или 3, 7, 6, 2, 8)

Для ответа к заданию С1 используйте чистый лист.

    Запишите сначала номер задания, а затем напишите сочинение.

    С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт (аргументы из художественной, публицистической или научной литературы), знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Информация о тексте

Основные проблемы

Авторская позиция

1. Проблема писательского труда. (Как обыватели представляют писательский труд?)

1. Представления обывателей о труде писателя ложны

2. Проблема вдохновения. (Что такое вдохновение?)

2. Вдохновение - рабочее состояние человека, включающее «поэтический подтекст»

3. Проблема призвания. (Какова цель вдохновения?)

3. Вдохновение плодотворно, оно должно быть реализовано, принося радость людям

Автор: Н. В. Егорова