КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс - О. Е. Курлыгина 2017


Слово и его значение. Синонимы и антонимы

1. К каждому слову-названию предмета подобраны слова, называющие действия. Найди «лишние» слова, зачеркни их.


ветерок

веет, дует, смотрит


солнце

светит, греет, плачет


дождик

льёт, плывёт, моросит


гром

гремит, свистит, грохочет


молния

слепит, поёт, сверкает

Дополни таблицу подходящими словами-названиями признаков предметов.

2. Определи слово по его значению. Запиши.

Тот, кто учит детей в школе, — ...

Специалист по приготовлению пищи — ...

Доктор, который лечит людей, — ...

Тот, кто управляет самолётом или вертолётом, — ...

Тот, кто создаёт картины, рисунки; живописец — ... .

Сделай вывод.

Вписанные слова называют ...

3. Составь с каждым многозначным словом по два предложения, используя слово в двух разных значениях. Запиши предложения.

Молния ...

Язык ...

Носик ...

4. Подчеркни в каждой паре сочетаний синим карандашом слова, употреблённые в прямом значении, а жёлтым — употреблённые в переносном значении.

Чистые руки — золотые руки.

Свежий хлеб — свежий ветер.

Солнце улыбается — солнце светит.

Река бежит — река течёт.

Трещат дрова — трещат морозы.

Нести сумку — нести службу.

Составь и запиши два предложения. В одном используй сочетание со словом в прямом значении, а в другом — со словом в переносном значении.

5. Прочитай. Подчеркни сочетания, в которых повторяющиеся слова употреблены в прямом значении.

Резать глаза, резать ножом, резать коньками лёд.

Попасть в точку, провести прямую через точку, высказать точку зрения.

Набираться ума, браться за ум, наставлять на ум.

Прочитай толкования и выпиши сочетания слов, которые им соответствуют.

1. Резко выделяться, ощущаться, быть особенно заметным, производя неприятное впечатление, — ...

2. Делать или говорить именно то, что нужно, как бы угадав, что именно так нужно сказать, сделать, — ...

3. Становиться благоразумнее, рассудительнее; образумливаться — ...

6. Прочитай предложения. Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении. Составь предложения с этими словами, употребив их в прямом значении.

Ночью ветер злится да стучит в окно. (А. Фет.)

А на шоссе, напротив нас, была большая пробка. Ползли машины целый час. (Р. Алдонина.)

Убежало, убежало из кастрюльки молоко! (Р. Фархади.)

7*. Прочитай поговорки, найди в каждой синонимы или антонимы. Запиши пары слов в нужный столбик.

Ум за разум заходит. Нет худа без добра. Попасть из огня да в полымя. Вопрос жизни и смерти. И стар и млад. Переливать из пустого в порожнее. Нет ни конца ни краю. Ходить вокруг да около.

Синонимы ...

Антонимы ...

8*. Прочитай предложение. Подчеркни слово, в котором при перемещении ударения изменится смысл. Обозначь ударение.

Жил в нашем лесу заяц Коська — шкурка серая, уши длинные, глаза чёрные, и всё по сторонам косит. (Н. Грибачёв)

Какое значение приобретёт подчёркнутое слово, если ударным станет первый слог? Выбери предложение, в которое надо вписать слово с этим значением. Дополни это предложение.

Ко мне подходит рыжий конь, ... лиловым глазом.

Траву ... не только человек, но и «умная машина» — комбайн.

Автор: О. Е. Курлыгина