Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012

Часть 2
Звуки и буквы
Звонкие и глухие согласные звуки

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

• Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами.

Ответ:

Звонкие согласные звуки: б, д, з, н, л, й, ж, м, р, в, г.

Глухие согласные звуки: с, ч, ш, ф, п, х, т, ц, к, щ.

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

• Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Ответ:

Такой на улице мороз —

Я, как сосулька, весь промёрз.

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. ... согласный звук состоит из шума.

2. ... согласный звук состоит из шума и ... .

Ответ:

1. Глухой согласный звук состоит из шума.

2. Звонкий согласный звук состоит из шума и звука.

20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости- звонкости согласные звуки.

• Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Ответ:

Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Дуб — сноп, ров — шарф, снег — каток, сад — плот, ёж — мышь, воз — нос.

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Ответ:

Алфавит — завод, язык — сапог, класс — мороз.

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные — самые опасные!

В корне ты их проверяй —

Рядом гласный подставляй!

Ответ: устно.

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хле_, будет и обе_. 2. Был бы пиро_, найдётся и едо_. 3. Кто лени_, тот и сонли_. 4. Некраси_ лицом, да хоро_ умом. 5. Медве_ь неуклю_, да дюж.

• Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Ответ:

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

24. Прочитайте.

Скрипи́т моро́(с, з). Серди́т моро́(з, с).

И сне(к, г) сухо́й и ко́лкий.

И вя(з, с) озя́(п, б), и ду(б, п) замёр(с, з).

Наскво́(с, з)ь продро́гли ёлки.

Г. Волжина

• Выберите для каждого слова со скобками правильную букву, подчеркните её. Запишите эти слова.

Ответ:

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз.

Насквозь продрогли ёлки.

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг

На кухне у плиты,

А пёс бульдог по кличке Дог

Идёт полить цветы.

Берёт пирог старушка Фогг

И чаю с молоком,

А пёс бульдог по кличке Дог —

С ней рядом за столом.

• Как вы думаете, что в этих строках правда?

• Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Ответ: устно.

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

• Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Ответ:

Чашка, ложка, лавка, кофта, шапка, шубка, указка, каска, локти, когти, лодка, щётка.

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Но́гти, зага́дка, ско́льзкий, морко́вный, морко́вка, ро́бкий, сторо́жка, ро́бок, скользи́ть, но́готь, сторожи́ть, зага́дывать.

• Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

Ответ:

(Ноготь) ногти, (загадывать) загадка, (скользить) скользкий, (морковный) морковка, (робок) робкий, (сторожить) сторожка.

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. ..., убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.

2. ... очень подружилась с семью гномами.

Слова для справок: Золушка, Белоснежка.

• Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Ответ:

1. Золушка

2. Белоснежка

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ — дубы́, я́годка — ...,

Ло́вкий — ло́вок, бли́зкий — ...,

Ло́жка — ло́жечка, була́вка — ...,

Про́сьба — проси́ть, сторо́жка — ...,

Ве́жлив — ве́жливый, хоро́ш — ... .

• Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Ответ:

Дубки — дубы, ягодка — ягоды. Ловкий — ловок, близкий — близок. Ложка — ложечка, булавка — булавочка. Просьба — просить, сторожка — сторожить. Вежлив — вежливый, хорош — хороший.

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гла_кий

И на вку_ приятно сла_кий.

Знает каждый карапу_,

Что зовут меня ... .

Ответ:

Я круглый, я гладкий

И на вкус приятно сладкий.

Знает каждый карапуз,

Что зовут меня арбуз.

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́_ки, голу_цы́, пиро_ки́, водола́_.

2. Вдру_, блу́_ка, сапо́_ки, руба́_ка.

• Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Ответ:

1. Сливки, голубцы, пирожки, водолаз.

2. Вдруг, блузка, сапожки, рубашка.

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?

Ду_, шуру_, оши_ка, кно_ка, ги_кий.

Г? К?

Айсбер_, цир_, лё_кий, ю_, мя_кий.

В? Ф?

Остро_, жира_, ко_та, ло_кий, клю_.

Д? Т?

Йо_, взгля_, кле_ка, зага_ка, кро_.

Ж? Ш?

Чи_, варе_ка, ёр_, лягу_ка, кни_ка.

3? С?

Гру_, соу_, сала_ки, ма_ка, ска ка.

Ответ:

Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.

Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.

Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.

Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.

Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.

Груз, соус, салазки, маска, сказка.

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой пло_. По реке плывёт пло_.

2. В руках у мальчика пру_. В деревне глубокий пру_.

3. Красив летом цветущий лу_. На грядке вырос зелёный лу_.

4. На клумбе ро_ куст алых ро_.

• Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

Ответ:

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.

2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.

3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.

4. На клумбе рос куст алых роз.

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

• Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Ответ:

Произношу

Проверяю

Записываю

ястре [п]

ястреба

ястреб

д[и]ревья

дерево

деревья

заво[т]

заводы

завод

м[а]ряк

море

моряк

сапо[к]

сапоги

сапог

далёкий

даль

далёкий

ре[т]кий

редок

редкий

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1. Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (М_____к)

2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И _й)

• Подчеркните в словах орфограммы.

Ответ:

1. Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (молоток)

2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Я люблю тебя, Январь!

Для меня ты месяц лучший —

Молодой, большой, скрипучий,

Золотистый, как янта́рь!

Солнце, снег, огонь, мороз —

Пламя белое берёз!

С. Козлов

• Согласны ли вы с мнением автора? Что обозначает слово янтарь?

• Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Ответ: устно.

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лё_кий м_ро_, б_льшой сугро_, сер_бристый ин_й, Сн_гурочка, сн_гопад, Де_ М_ро_, пуш_стые сн_ж_нки, мя_кий сне_, к_ньки, гла_кий лё_, сн_говик.

• Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

• Составьте текст на эту тему.

Ответ:

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.