Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012
Часть 2
Звуки и буквы
Звонкие и глухие согласные звуки
17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.
• Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами.
Ответ:
Звонкие согласные звуки: б, д, з, н, л, й, ж, м, р, в, г.
Глухие согласные звуки: с, ч, ш, ф, п, х, т, ц, к, щ.
18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.
• Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.
Ответ:
Такой на улице мороз —
Я, как сосулька, весь промёрз.
19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.
1. ... согласный звук состоит из шума.
2. ... согласный звук состоит из шума и ... .
Ответ:
1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и звука.
20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости- звонкости согласные звуки.
• Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.
Ответ:
Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Дуб — сноп, ров — шарф, снег — каток, сад — плот, ёж — мышь, воз — нос.
21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.
Ответ:
Алфавит — завод, язык — сапог, класс — мороз.
22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?
Парные согласные — самые опасные!
В корне ты их проверяй —
Рядом гласный подставляй!
Ответ: устно.
23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Будет хле_, будет и обе_. 2. Был бы пиро_, найдётся и едо_. 3. Кто лени_, тот и сонли_. 4. Некраси_ лицом, да хоро_ умом. 5. Медве_ь неуклю_, да дюж.
• Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.
Ответ:
1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.
24. Прочитайте.
Скрипи́т моро́(с, з). Серди́т моро́(з, с).
И сне(к, г) сухо́й и ко́лкий.
И вя(з, с) озя́(п, б), и ду(б, п) замёр(с, з).
Наскво́(с, з)ь продро́гли ёлки.
Г. Волжина
• Выберите для каждого слова со скобками правильную букву, подчеркните её. Запишите эти слова.
Ответ:
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.
25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог —
С ней рядом за столом.
• Как вы думаете, что в этих строках правда?
• Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.
Ответ: устно.
26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.
• Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.
Ответ:
Чашка, ложка, лавка, кофта, шапка, шубка, указка, каска, локти, когти, лодка, щётка.
27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.
Но́гти, зага́дка, ско́льзкий, морко́вный, морко́вка, ро́бкий, сторо́жка, ро́бок, скользи́ть, но́готь, сторожи́ть, зага́дывать.
• Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.
Ответ:
(Ноготь) ногти, (загадывать) загадка, (скользить) скользкий, (морковный) морковка, (робок) робкий, (сторожить) сторожка.
28. Прочитайте. Назовите сказки.
1. ..., убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. ... очень подружилась с семью гномами.
Слова для справок: Золушка, Белоснежка.
• Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.
Ответ:
1. Золушка
2. Белоснежка
29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.
Дубки́ — дубы́, я́годка — ...,
Ло́вкий — ло́вок, бли́зкий — ...,
Ло́жка — ло́жечка, була́вка — ...,
Про́сьба — проси́ть, сторо́жка — ...,
Ве́жлив — ве́жливый, хоро́ш — ... .
• Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.
Ответ:
Дубки — дубы, ягодка — ягоды. Ловкий — ловок, близкий — близок. Ложка — ложечка, булавка — булавочка. Просьба — просить, сторожка — сторожить. Вежлив — вежливый, хорош — хороший.
30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.
Я круглый, я гла_кий
И на вку_ приятно сла_кий.
Знает каждый карапу_,
Что зовут меня ... .
Ответ:
Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.
31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Сли́_ки, голу_цы́, пиро_ки́, водола́_.
2. Вдру_, блу́_ка, сапо́_ки, руба́_ка.
• Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.
Ответ:
1. Сливки, голубцы, пирожки, водолаз.
2. Вдруг, блузка, сапожки, рубашка.
32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.
Б? П?
Ду_, шуру_, оши_ка, кно_ка, ги_кий.
Г? К?
Айсбер_, цир_, лё_кий, ю_, мя_кий.
В? Ф?
Остро_, жира_, ко_та, ло_кий, клю_.
Д? Т?
Йо_, взгля_, кле_ка, зага_ка, кро_.
Ж? Ш?
Чи_, варе_ка, ёр_, лягу_ка, кни_ка.
3? С?
Гру_, соу_, сала_ки, ма_ка, ска ка.
Ответ:
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
Груз, соус, салазки, маска, сказка.
33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. У каждого дерева свой пло_. По реке плывёт пло_.
2. В руках у мальчика пру_. В деревне глубокий пру_.
3. Красив летом цветущий лу_. На грядке вырос зелёный лу_.
4. На клумбе ро_ куст алых ро_.
• Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.
Ответ:
1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.
34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.
• Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.
Ответ:
Произношу |
Проверяю |
Записываю |
ястре [п] |
ястреба |
ястреб |
д[и]ревья |
дерево |
деревья |
заво[т] |
заводы |
завод |
м[а]ряк |
море |
моряк |
сапо[к] |
сапоги |
сапог |
далёкий |
даль |
далёкий |
ре[т]кий |
редок |
редкий |
35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.
1. Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (М_____к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И _й)
• Подчеркните в словах орфограммы.
Ответ:
1. Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (молоток)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)
36. Прочитайте. Озаглавьте текст.
…
Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший —
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янта́рь!
Солнце, снег, огонь, мороз —
Пламя белое берёз!
С. Козлов
• Согласны ли вы с мнением автора? Что обозначает слово янтарь?
• Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.
Ответ: устно.
37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Лё_кий м_ро_, б_льшой сугро_, сер_бристый ин_й, Сн_гурочка, сн_гопад, Де_ М_ро_, пуш_стые сн_ж_нки, мя_кий сне_, к_ньки, гла_кий лё_, сн_говик.
• Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?
• Составьте текст на эту тему.
Ответ:
Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.