Контрольные работы по русскому языку 4 класс Часть 1 к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - О. Н. Крылова 2015


Главные и второстепенные члены предложения

Вариант 1

Задание 1. Дополни определения.

Подлежащее обозначает ..., отвечает на вопросы ... .

Сказуемое обозначает ..., отвечает на вопросы ... .

К второстепенным членам предложения относятся: ..., ..., ... .

Ответ:

Подлежащее обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? что сделает?

К второстепенным членам предложения относятся: определение, дополнение, обстоятельство.

Задание 2. Прочитай. Подчеркни грамматические основы.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

    (А. Твардовский)

Ответ:

Меж редеющих верхушек

Показалась(сказ.) синева(подл.).

Зашумела(сказ.) у опушек

Ярко-жёлтая листва(подл.).

Задание 3. Составь и запиши предложение из данных слов. Подчеркни главные члены предложения.

Скользкой, после, стала, дождя, очень, дорога, проливного.

Ответ:

После проливного дождя дорога стала очень скользкой.

Задание 4. Составь предложение по предложенной схеме из данных слов.

Сбросили, деревья, голые, стоят, листья, и.

Ответ:

Деревья сбросили листья и стоят голые.

Задание 5. Выпиши из предложений грамматические основы.

Солнце льёт на землю яркие лучи. Весело бегут по дорожкам и канавкам говорливые ручейки. Зеленеет молодая травка. Летят с юга стаи птиц. Ребята встречают пернатых друзей. Группа ребят вешает на берёзы и осины скворечники. Кричат грачи — вестники весны. Скоро звонкие голоса птиц разбудят тишину полей и лесов.

Ответ:

Солнце(п.) льёт(сказ.) на землю яркие лучи. Весело бегут(ск.) по дорожкам и канавкам говорливые ручейки(подл.). Зеленеет(ск.) молодая травка(п.). Летят(ск.) с юга стаи(п.) птиц. Ребята(п.) встречают(ск.) пернатых друзейюб. Группа(п.) ребят вешает(ск.) на берёзы и осины скворечники. Кричат(ск.) грачи(п.) — вестники(п.) весны. Скоро звонкие голоса(п.) птиц разбудят(ск.) тишину полей и лесов.

Задание 6. Распространи предложения. Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Хмурится небо. Ревёт ветер. Несутся тучи. Полил дождь.

Ответ:

Хмурится(ск.) пасмурное небо(п.). Ревёт(ск.) грозный ветер(п.). Быстро несутся(ск.) серые тучи(п.). Внезапно полил(ск.) сильнейший дождь(п.).

Задание 7. Закончи текст 3 — 4 предложениями. Подчеркни главные члены предложения.

Осенние заботы жителей леса

Приходит в лес сентябрь. На лесных полянах краснеет рябина. ...

Ответ:

Приходит(ск.) в лес сентябрь(п.). На лесных полянах краснеет(ск.) рябина(п.). Листья(п.) меняют(ск.) свою окраску. А некоторые листочки(п.) осыпаются(ск.) и стелются(ск.) по земле разноцветным ковром. Под ним прячутся(ск.) насекомые(п.). Птицы(п.) улетели(ск.) на юг. Зверьки(п.) готовят(ск.) запасы на зиму.

Вариант 2

Задание 1. Дополни определения.

Член предложения, о котором идёт речь в предложении, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы кто? или что?, называется ... .

Член предложения, который обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать?, называется ... .

Определение, дополнение, обстоятельство относятся к ... .

Ответ:

Член предложения, о котором идёт речь в предложении, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы кто? или что?, называется подлежащее.

Член предложения, который обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать?, называется сказуемое.

Определение, дополнение, обстоятельство относятся к второстепенным членам предложения.

Задание 2. Прочитай. Подчеркни грамматические основы.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

    (А. Твардовский)

Ответ:

Стала(ск.) ель(п.) в лесу заметней(ск.),

Бережёт(ск.) густую тень.

Подосиновик(п.) последний

Сдвинул(ск.) шапку набекрень.

Задание 3. Составь и запиши предложение из данных слов. Подчеркни главные члены предложения.

Деревьев, длинные, ветви, жары, трещали, сухие, от.

Ответ:

Длинные сухие ветви(п.) деревьев трещали (ск.) от жары.

Задание 4. Составь предложение по предложенной схеме из данных слов.

Под, потемневшая, листва, не шуршит, ногами.

Ответ:

Листва потемневшая не шуршит под ногами.

Задание 5. Выпиши из предложений грамматические основы.

Над лисьей норой расположено гнездо белки. Раз лиса легла пластом на поляне. Любопытная белочка выпрыгнула из своей квартирки. Она близко пробежала около лисы. Старая плутовка лежала, как мёртвая. Белочка бросила в голову лисы кору. Потом она пробежала рядом с носом хищницы. Лисица вдруг вскочила. Белочка ускользнула от плутовки.

Ответ:

Расположено(ск.) гнездо(п.), лиса(п.) легла(ск.), белочка(п.) выпрыгнула(ск.), она(п.) пробежала(ск.), плутовка(п.) лежала(ск.), белочка(п.) бросила(ск.), она(п.) пробежала(ск.), лисица(п.) вскочила(ск.), белочка(п.) ускользнула(ск.)

Задание 6. Распространи предложения. Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Начинается гроза. 

Слышны раскаты.

Застучали капли.

Хлынул дождь.

Ответ:

Стремительно начинается(ск.) летняя гроза(п.). Длительное время слышны(ск.) вдалеке раскаты(п.). Вот и застучали(ск.) огромные капли(п.). Резко хлынул(ск.) проливной дождь(п.).

Задание 7. Закончи текст 3 — 4 предложениями. Подчеркни главные члены предложения.

Подарок

Серёже подарили собачку. Она была добрая и ласковая. Собачка охотно протягивала лапку. ...

Ответ:

Подарок

Серёже подарили(ск.) собачку. Она(п.) была(ск.) добрая и ласковая. Собачка(п.) охотно протягивала(ск.) лапку. По команде она(п.) умела садиться(ск.) и ложиться(ск.). Собачка(п.) любила(ск.) хлеб, но кормить(ск.) им мне было(ск.) строго запрещено(ск.). Иногда я(п.) всё же угощал(ск.) её.