Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015


Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударный гласный в корне, нужно изменить слово так, чтобы этот гласный звук попал под ударение, или подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемый гласный находится под ударением:

Image

Упражнение 1

1. Вставь пропущенные буквы. Для проверки не подбирай однокоренное слово, а измени форму данного слова так, чтобы гласный попал под ударение. Проверочные слова запиши в скобках.

2. Подбери синонимы к подчёркнутым словам, запиши их на свободных строчках в конце упражнения.

Образец: вода (воду).

Капли д_ждя (...), сырая з_мля (...), глубокая н_ра (...), кирпичная ст_на (...), быстрая р_ка (...), деревянные д_ма (...), бескрайние п_ля (...), по ств_лу (...) берёзы, певчие др_зды (...), заплести к_су (...), взять со ст_ла (...), сидеть на п_лу (...), хлестнуть по щ_ке (...), табун л_шадей (...).

Ответ:

Капли дождя (дождь), сырая земля (землю), глубокая нора (норы), кирпичная стена (стены), быстрая река (реку), деревянные дома (дом), бескрайние поля (поле), по стволу (ствол) берёзы, певчие дрозды (дрозд), заплести косу (косы), взять со стола (стол), сидеть на полу (пол), хлестнуть по щеке (щёки), табун лошадей (лошадь).

сырая — мокрая, важная

быстрая — скорая, стремительная, проворная

Упражнение 2

1. Вставь пропущенные буквы. Для проверки подбери однокоренное слово. Проверочные слова запиши в скобках, выдели корни.

2. К подчёркнутым словам подбери антонимы, запиши их на свободных строчках в конце упражнения

✵Образец:

Image

Приятно уд_вить (...), тр_щать (...) по швам, осв_жающий (...) напиток, искать вых_д (...), незнакомый ст_ричок (...), задр_жал (...) от страха, св_тить (...) фонарём, пр_сить (...) о помощи, п_лезный (...) продукт, _сенний лист (...), ш_рстяная кофта (...), ск_зать (...) пароль, острый подб_родок (...), гн_здо (...) глухаря.

✵Ответ:

Image

Упражнение 3

Это упражнение-игра: однокоренные слова играют в прятки. Среди трёх предложенных слов найди то, которое может быть проверено словом, выделенным жирным шрифтом. Подчеркни его, выдели корень.

✵Образец:

Image

Пояснение: только слова «город» и «огород» являются однокоренными. Два других слова имеют другие корни и иное значение, не связанное по смыслу со словом «город».

Пахнет — пахать, запах, распахнул;

скорость — ускорение, вскормить, оскорбить;

просьба — простор, проспать, спросить;

вера — уверять, твердить, завершить.

Ответ:

Image

Упражнение 4

Вставь пропущенные буквы.

Я возвр_щался к себе в деревню. Тр_пинка прох_дила по просеке в с_сновом л_су. Всё вокруг было покрыто п_хучими травами. Особенно много к_лосистой тр_вы и цв_тов росло около старых пней. Эти пни разваливались от лёгкого толчка н_гой.

Тогда взл_тала тёмным облаком коричневая пыль, и в открывшихся внутри пня т_инственных х_дах начинали суетиться муравьи и плоские жуки, похожие на в_енных музыкантов.

Кучевые облака гром_здились в небе. Они были, к_залось, такие тугие, что можно было л_жать на их осл_пительных белых громадах и см_треть оттуда на приветливую землю с её л_сами, п_лями, цв_тущей рожью, тихой в_дой и пёстрыми ст_дами.

(по К. Паустовскому)

Ответ:

Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Всё вокруг было покрыто пахучими травами.

Особенно много колосистой травы и цветов росло около старых пней. Эти пни разваливались от лёгкого толчка ногой. Тогда взлетала тёмным облаком коричневая пыль, и в открывшихся внутри пня таинственных ходах начинали суетиться муравьи и плоские чёрные жуки, похожие на военных музыкантов.

Кучевые облака громоздились в небе. Они были, казалось, такие тугие, что можно было лежать на их ослепительных белых громадах и смотреть оттуда на приветливую землю с её лесами, полями, цветущей рожью, тихой водой и пёстрыми стадами.