Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015


Правописание звонких и глухих согласных

Иногда звонкие согласные попадают в слове в такое положение, что звучат глухо. Тогда их легко перепутать с парными глухими согласными и ошибиться в написании. Чтобы проверить написание согласного звука в слове, нужно изменить его или подобрать такое родственное слово, чтобы за проверяемым согласным следовал гласный звук:

луг — луга, ложка — ложечка, груз — грузить.

Упражнение 1

Выбери правильный вариант написания согласной на конце слова, неправильный зачеркни. В скобках запиши проверочные слова. Тебе встретятся и пропущенные проверяемые гласные в корне слов, вставь нужные буквы.

Тр_пический са(д/т) (...), н_вогодний сне(к/г) (...), глубокий пру(д/т) (...), кр_щенский моро(с/з) (...), обл_тевший ду(п/б) (...), совсем озя(б/п) (...), замер(з/с) (...) на в_тру, уд_влённо поднять бро(в/ф)ь (...), к_шачий гла(з/с) (...), св_литься в гря(с/з)ь (...), ядовитый гри(б/п) (...), х_лодный погре(б/п) (...), пл_тёный коро(п/б) (...), цв_тущий лу(к/г) (...), б_льшая прору(б/п)ь (...), поро(к/г) (...) дома.

Ответ:

Тропический сад (сады), новогодний снег (снега), глубокий пруд (пруды), крещенский мороз (морозы), облетевший дуб (дубы), совсем озяб (прозябать), замерз (замерзать) на ветру, удивлённо поднять бровь (брови), кошачий глаз (глаза), свалиться в грязь (в грязи), ядовитый гриб (грибы), холодный погреб (погреба), плетёный короб (коробок), цветущий луг (луга), большая прорубь (рубить), порог (на пороге) дома.

Упражнение 2

Вставь нужные буквы на место пропусков в середине слов. Будь внимателен, во многих случаях правильное написание зависит от лексического значения слова.

Ре_кий экземпляр, ве_ти за руку, извилистая доро_ка, бли_кий друг, сколь_кая рыба, ве_ти в коляске, лё_кий платок, ре_кое движение, мя_кая подушка, жу_кий кошмар, чу_кий человек, быстрая хо_ьба, прекрасная выдер_ка, вя_кое болото, ве_кое слово, быстрая похо_ка, курительная тру_ка, волшебная ска_ка, оконная зама_ка, карнавальная ма_ка, вкусная похлё_ка.

Ответ:

Редкий экземпляр, вести за руку, извилистая дорожка, близкий друг, скользкая рыба, везти в коляске, лёгкий платок, резкое движение, мягкая подушка, жуткий кошмар, чуткий человек, быстрая ходьба, прекрасная выдержка, вязкое болото, веское слово, быстрая походка, курительная трубка, волшебная сказка, оконная замазка, карнавальная маска, вкусная похлёбка.

Упражнение 3

Игра «Четвёртый лишний». Вставь пропущенные буквы. Объясни, какое слово в каждой четвёрке — лишнее, подчеркни его. Объясни свой выбор.

Белая голу_ка, картонная коро_ка, сломанная скри_ка, ро_кий мальчик;

подви_ героя, стоптанный сапо_, заклятый вра_, быстрый пото_;

ме_кий стрелок, сла_кий пирог, е_кий дым, вкусная селё_ка;

длинная ука_ка, дер_кий ответ, вежливая про_ьба, ни_кий потолок.

✵Ответ:

Белая голубка, картонная коробка, сломанная скрипка, робкий мальчик;

подвиг героя, стоптанный сапог, заклятый враг, быстрый поток;

меткий стрелок, сладкий пирог, едкий дым, вкусная селёдка;

длинная указка, дерзкий ответ, вежливая просьба, низкий потолок.

Упражнение 4

Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте пару слов, одно из которых является проверочным для другого. Подчеркни эти слова. Обведи красным цветом все местоимения.

День прох_дил в привычных заботах и хлоп_тах: мать хозяйничала, дети были в школе и в детском с_ду. На обе_ мама под_ла гороховый су_ и яблочный пиро_. Посуду вымыли вместе: кто под_ал, кто мыл, кто вытирал, кто на полку складывал. Затем м_лыши занялись св_ими игрушками (были у них и парово_, и куклы, и кубики), а дети постарше — уроками и кни_ками.

Старший бра_ Володя пришёл д_мой к веч_ру. Он побл_днел, осунулся и выгл_дел очень усталым — мать сразу п_няла, что он заб_лел. Она ул_жила сына в постель и пошла на кухню разогр_вать ужин. Маша — мла_шая из детей — принесла Володе ш_рстяной пле_ и укутала его. Школьник Кирилл поб_жал в аптеку за л_карством для брата. Через некоторое время б_льному стало немно_ко лучше. Вся с_мья взд_хнула с обл_гчением.

Ответ:

День проходил в привычных заботах и хлопотах: мать хозяйничала, дети были в школе и в детском саду. На обед мама подала гороховый суп и яблочный пирог. Посуду вымыли вместе: кто подавал, кто мыл, кто вытирал, кто на полку складывал. Затем малыши занялись своими игрушками (были у них и паровоз, и куклы, и кубики), а дети постарше — уроками и книжками.

Старший брат Володя пришёл домой к вечеру. Он побледнел, осунулся и выглядел очень усталым — мать сразу поняла, что он заболел. Она уложила сына в постель и пошла на кухню разогревать ужин. Маша — младшая из детей — принесла Володе шерстяной плед и укутала его. Школьник Кирилл побежал в аптеку за лекарством для брата. Через некоторое время больному стало немножко лучше. Вся семья вздохнула с облегчением.